Больше рецензий

27 сентября 2017 г. 14:20

621

3.5 Трилогия зла

Ну вот и завершена Трилогия зла..
Я намеренно не писала рецензии к предыдущим двум книгам, чтобы по завершении цикла, объединить и подытожить свои впечатления. Если излагать их системно, то получится следующее:

1. Не стоит, в который раз, доверчиво разглядывая обложку с кричащим надписям, сулящими небывалое читательское наслаждение - "Национальный бестселлер! Самый продаваемый автор Франции!", надеяться на то, что они оправдают себя на 100%. Хорошо если процентов 60 наберут, и то ладно.

2. Не стоит ожидать от автора, получающего/получившего специальность криминолога, отсутствия кровавых подробностей. Они будут, конечно же, куда без них. А, впрочем, и покровавее встречали так-то, да. А вот более занудного описания вскрытия трупа - нет, с таким еще не сталкивались.

Меня всегда огорчают и раздражают авторы, которые, уделяя внимание в книге какой-то, достаточно специфической области, пытаются разжевать ее до состояния крайнего примитивизма, забывая, что читатель, берет в руки книгу, а не букварь, и, принимать его за пятилетнего ребенка, которому объясняют основы квантовой физики, несколько неразумно.

Но еще более меня раздражает, когда это "разжевывание" написано настолько сыро и неумело, как будто автор либо сам не понимает о чем идет речь, либо же, вставляет в текст переписанные куски лекций по криминалистике и виктимологии (это очень сильно бросалось в глаза в первой части трилогии - "Душа зла", хотя, возможно, только потому, что я, в силу полученного образования, и так была достаточно хорошо ознакомлена с теорией).

Мне это существенно мешало при прочтении первой части, но, надо сказать, что к концу трилогии автор исправился и таких псевдонаучных вставок и рассуждений главного героя, в большинстве своем достаточно непоследовательных и нелогичных, стало значительно меньше.
Отойдя от системного изложения впечатлений от цикла и перейдя к системному изложению впечатлений от каждой части, можно с уверенность сказать, для меня лидер - "Черная вдова", но обо всем по порядку.

1. "Душа зла"

Первая часть трилогии была относительно неплоха, во-первых, во многом потому, что мое внутреннее мироощущение, совпало на тот момент с атмосферой, описанной в книге, а во-вторых..ну я просто не знала, что меня ждет в следующей части.

Но более чем достаточное количество минусов не позволило поставить оценку выше "нейтральной", потому что:
1) затянутость и страсть к "разжевыванию" информации просто выводила меня из себя на протяжении всей книги;

2) нелогичность и шаблонность действий героев, так же выводила из себя, ибо
СПОЙЛЕР

спойлер
пойти НОЧЬЮ в ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ в ЛОГОВО МАНЬЯКА, где тебя и так, относительно недавно, чуть не разделали по кусочкам, что может быть глупее?!
свернуть


3) игнорирование ГГ, великим профайлером и супердетективом, очевидных, очевиднейших вещей, это уже просто смешно. Более того, писать о том, что энные вещи бросились Бролену в глаза, но он, подумав о них, почти сразу же просто забыл - это как вообще? После этого читать уже было неинтересно, потому что давать такие подсказки и никак их не развивать, затягивая финал, значит не уважать своего читателя.

2. "Во тьме"

Исключительно мое нежелание бросать начатое на полпути, помогли мне преодолеть себя и прочитать-таки вторую часть Трилогии зла.
Как же тяжело мне было заставить себя день за днем брать в руки книгу и продолжать читать...Просто физические усилия приходилось прилагать. А все почему? Да потому что, если читая "Душу зла", ты знакомишься с автором и, на первый раз прощаешь ему некоторые огрехи, главный из которых, помимо вышеперечисленных минусов первой части, - это абсолютная непроработанность персонажей и ГГ в том числе, то открывая вторую часть, ты ждешь, что автор приложил на порядок больше усилий к тому, чтобы заинтересовать и заинтриговать читателя, а по факту получается что этого нет.

Взять к примеру Аннабель. Для меня она была абсолютно неинтересна, те грани ее характера, те черты, которые Шаттам мельком указал в самом начале, при описании ее самой, и, попытке описания ее жизненного пути, оказались совершенно неразвиты, более того, загублены на корню. Потому что, я ожидала, что если такого персонажа выводят на передний план, то за ним будет интересно наблюдать как за оставленной в неведении женой таинственно исчезнувшего мужа, но и как за интересным, самодостаточным героем, в данном случае женщиной-полицейским, обладающим острым умом, характером и, отличающимся оригинальностью/непредсказуемостью поведения. В итоге, под конец второй части, Аннабель превращается в активно действующего статиста, которому в повествовании выделяется пространство для действий, но никак не для изложения собственных мыслей.

В то время, как Бролену, опять выходящему на передний план после серии путешествий, уделяется невероятно много внимания. Которое, впрочем, не помогает лучше узнать его, а высокопарные измышления, коими он обменивается с Аннабель сидя на пляже, и, которые, якобы навеяны его таинственными путешествиями по всему свету в поисках утерянного покоя, вызывают лишь раздражение, поскольку никак не соотносятся ни с характером героя, ни с ситуацией.

Одно радует, в отличие от наполненной очевидными подсказками первой части, где Бролену так и не удалось вычислить преступника, во второй части, он все же пусть и не сразу, путем очень непоследовательных логических размышлений, умудряется выйти на того, кто творил бесчинства, описываемые в книге.

Но опять-таки, Шаттам, в ходе повествования, дает читателю очень много крошечных крючочков-зацепок, на которые внимательный читатель обращает внимание и ждет развития. А развития-то и нет! Так, конец первой части, прямо подразумевал, что вторая часть будет логически связана с первой, но в итоге.. Ничего подобного.

3. "Черная вдова"

Заключительная часть трилогии понравилась мне больше всего. Если предыдущие две можно оценить только "нейтрально", на "троечку", то здесь смело можно поставить "троечку с плюсом", близкую к тому, чтобы сказать, что книга действительно пришлась по вкусу, но безусловно только в соотношении с другими частями трилогии, потому что на фоне произведений данного жанра других авторов, она проигрывает.
О плюсах всегда, почему-то, говорить сложнее, чем о минусах, но если вкратце, то мне понравилась описанная автором локация (вообще заметила, что описание окружающей действительности удается Шаттаму куда лучше описания людей, и получается более выразительным). Очень живо в моем воображении предстал и маленький городок, замерший от ужаса, и коттедж в лесу, ставший тихой гаванью отошедшего от дел детектива, и заброшенная военная база, окруженная природными барьерами в виде водопадов и труднопроходимых лесных чащ.

Понравилась живость и стремительность развития сюжета.

Понравилась более закрученная интрига, чем в первых двух частях.

А минусы...Основной - то, как пренебрежительно автор обошелся с одним из своих главных героев предыдущей части, который и так был превращен в статиста, так в "Черной вдове" был еще более понижен рангом и превращен в сексуально вздыхающего и романтически настроенного второстепенного героя. Я говорю, конечно же, про Аннабель.

Безусловно, было понятно, что вводя такого персонажа, автор пусть не сразу, но все же будет развивать романтическую линию. Но и в такой истории два персонажа могут стоять наравне, и оба быть интересны читателю, а не становиться один фоном для другого, как изобразил эту ситуацию Шаттам.

***

Авторская задумка, по его собственным словам, заключалась в том, чтобы показать нам, читателям, что есть монстры гораздо страшнее тех, что якобы прячутся под кроватью, что они среди нас, - примеряют разные личины, пытаясь обмануть, расположить к себе, вызвать чувство доверия, а после утащить во тьму. Этих "людей" не отличить от соседа по дому, улыбчивого охранника или приятного нового знакомого. Это притупляет чувство опасности, чувство страха. И приводит к тому, к чему приводит - мир погружается во тьму.

Пока пишу, не могу не вспомнить, про всплывшую на днях новость про семью каннибалов из Краснодара, которые столько лет скрывали свои ужасающие убийства и, тоже являлись для кого-то соседями, попутчиками, друзьями... Впору подкинуть этот сюжет Шаттаму, в его трилогию эта история отлично бы вписалась.

Для себя я могу охарактеризовать Трилогию зла, как серию неплохих детективов, размеренно стартующих, провисающих в ходе повествования и, набирающих обороты под конец; с героями, которые не вызывают ни эмоций, ни желания следить за продолжением истории.