Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 августа 2017 г. 09:56

895

5 Научиться писать — просто или учебник творческих взлетов

Есть такие книги, которые про вдохновение, а не про «сделай так вот по этим семи пунктам и будет тебе рецепт счастья». Книга писательницы и журналистки Марины Москвиной «Учись видеть» как раз про это самое вдохновение и про то, как важно жить, смотря и видя красоту этого мира и всё вдохновляющее переносить в творчество.

«Творчество — это потрясающий способ существования — страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но ведь одно не исключает другого! Лишь медитация и молитва превосходят его, однако ни в коей мере не упраздняют».

Марина Москвина пишет книгу-воспоминание, здесь множество имен и фамилий писателей, множество случаев, связанных с ними, кроме того рекомендации по тому, что прочитать обязательно составят целых две с небольшим страницы формата А4 (проверено). Москвина пишет о литературных курсах, которые она проводит, и приводит в пример работы своих учеников (очень трогательные, к слову), как доказательство того, что писать может каждый и что творчество живет в любом, нужно просто увидеть. Именно это и является первым правилом каждого творца.

Первое, золотое, правило творца

«Учиться нужно не писать, а видеть!» — провозгласил Сент-Экзюпери.

Марина Москвина вторит великому писателю и говорит о том, что научить писать нельзя, а вот научить видеть — можно. Писателями рождаются, а вот стать писателем по сути невозможно, но попробовать прихватить натуру — это безусловно получится, если только долго тренироваться и приглядываться.

Всегда, куда бы вы не пошли, смотрите по сторонам, замечайте ход событий, окна домов, ботинки людей, разговоры, отражения в лужах, крыши и облака, графику деревьев, броуновское движение случайных прохожих, летящих листьев, падающего снега. Смотрите на ВСЁ, прихватывайте взглядом и запоминайте. Тогда сможете написать нечто настоящее, нечто искреннее.

Второе, железное, правило творца

Каждый, имеющий отношение к слову, рано или поздно приходит к выводу, что есть вещи, которые словами никак не выразить. Вот это и есть ужас каждого писателя, ведь в его арсенале имеются только слова, слова, слова...

Пустословие — это смертный грех. Именно поэтому Марина Москвина советует прежде чем прикоснуться ручкой к бумаге, самому прожить то, о чем хочется написать. И здесь дело не в том, что нужно разыгрывать какие-то ситуации: если герой залез на крышу и смотрит вниз с двадцати этажей, то этого вслед за ним делать не нужно, подвергая свою жизнь опасности. Нужно всего лишь представить, но так четко и ясно, как кинофильм, научиться сопереживать людям, чтобы фильм стал еще ярче, а еще окружить себя книгами писателей и мудрецов — опыт другого очень полезен при создании опыта своего.

Пишите без оглядки

Пожалуй, все те, кто пишет книгу о писательском мастерстве, в голос вторят: всё, что нужно сделать, чтобы начать писать — просто писать!

Марина Москвина не исключение, и она говорит о том, что нужно выключить внутреннего редактора, чтобы писать с искренностью, и просто выплескивать всё на бумагу. Внутренний контролер будет прилизывать то несовершенство, которое рвется наружу, а этого делать ни в коем случае нельзя, ведь именно в неправильности текста, порой, живет красота и органичность. Нужно писать о том, что накипело, писать о пережитом, даже не думать, просто писать.

Если же хочется описывать нечто трагическое, то нужно сделать так, чтобы трагическое не бросало читателя в уныние, а очищало душу. Как? — подскажут древние греки (читайте их).

«... как пишутся интересные, увлекательные, захватывающие вещи — неважно, документальные, художественные — закон один! ...доскональное, детальное, предметное знание каких-то вещей, которые ты глубоко чувствуешь и любишь, своя неповторимая Судьба, воображение, а также страстное желание поведать обо всем вместе взятом».

Первый помощник любого писателя

Еще один совет, не новый для каждого творящего словесные миры, — всегда и везде у вас с собой должен быть блокнот (и ручка). Любой текст создается из деталей, а где эти детали брать? Они вокруг вас! Именно в полевых условиях и собирается материал для новой книги: блокнот поможет поймать точные слова, особенные выражения и углубить свои знание (люди — ваши помощники, ведь каждый из них — специалист своего дела).

«Берется на заметку каждый шаг, взгляд, мысль, эмоция, ассоциация, воспоминания, даже ваши сны и мечты!»

И еще несколько простых способов писать лучше

Чтобы оттачивать свое словесное мастерство, нужно понимать то, как создается текст, строится фраза, каков ритм предложения. Для осознания этого нелегкого дела нужно взять проверенных авторов и их произведения (например, Брэдбери «Вино из одуванчиков» или Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»), сесть и переписать от руки самые понравившиеся места, как переписывали когда-то священные тексты.

Если переписывать нет желания, то тогда обязательно читать, причем именно вслух — это важно. Читайте рассказы Антона Павловича Чехова и Михаила Зощенко, «Одесские рассказы» Исаака Бабеля и всё, что есть у Шолом-Алейхема. Чтение книг вслух и про себя — это тоже способ внимательно смотреть на мир и ловить деталь.

Есть еще один проверенный способ — это вести дневник. В чем отличие дневника от блокнота? Блокнот — это записи наспех, это маленькие заметки. Дневник — это размеренное, вдумчивое письмо, как правило в спокойной обстановке, дома. Поэтому записи в дневнике должны быть выверенные и проработанные. Марина Москвина убеждает в том, что дневник вести очень почетно, ведь каждый приличный журналист, актер, художник, поэт или путешественник ведет личный дневник.

«Учись видеть» в остатке

Книга Марины Москвиной «Учись видеть», по сути, — это своеобразные заметки, ее личный дневник про мастерство творца, про творческих людей, которые уже ушли из жизни, про учеников, которые есть новое поколение творцов, про жизнь, про путешествия, про всё вместе.

«Учись видеть» — это не только текст, но и творческий фотоальбом: книга наполнена фотографиями, причем такими, что дух захватывает. Здесь есть фотокарточки статуи будды, сидящего спиной к зрителям, деревьев, луны в снегах Северного Ледовитого океана (проект Леонида Тишкова), следов на песке, гор и людей-людей-людей, улыбающихся миру, жизни, себе, своему творческому внутреннему я.

«Учись видеть» вдохновляет, но не дает долговременного исцеления от творческого кризиса: после ее прочтения каждый всё равно остается наедине сам с собой. И всё, что нужно делать — это творить, а чтобы творить, нужно лишь видеть. Научить видеть Марина Москвина может, а вот творить (под этим подразумевается долгая, упорная и усердная работа) каждый должен самостоятельно. Это неизбежно. Всю жизнь поддержки не будет, нужно учиться летать самому.

Источник