Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

10 августа 2017 г. 22:25

562

5 В твоей жизни есть сюжет?

Работай в скучном офисе с семи утра до восьми вечера. Питайся лапшой быстрого приготовления. Жуй жевательную резинку. Сделай своим лучшим другом Гугль. Покупай DVD-диски, чтобы посмотреть их вечером. Перекусывай чипсами. Не переставай стучать по клавиатуре. Копи деньги. Залезай в долги. Отправляй сообщения, не забыв поставить в конце смайлик. Ненавидь свою работу. И тогда твоя жизнь будет иметь смысл. Возможно.
У вас три новых комментария.

"Джей-под" - отдел дизайнеров компьютерных игр, который расположен под самой крышей многоэтажного здания. Фамилии всех работников отдела начинаются на "Дж...", и по случайной ошибке компьютера их "заперли" в этом офисе. Отсюда нет выхода, начальство вбивает им в голову нелепые идеи для игр, коллеги по работе не принимают их всерьез, а сами они только и делают, что пытаются скрасить свое скучное существование. Однако, череда забавных и, в какой-то мере, пугающих событий заставляет встряхнуться работников "Джей-пода", показав им, что такое мир за пределами офиса.

Пришла среда, день комиксов. И ушла. Потом еще один вторник, обувной день. И снова день комиксов. Однотипные циклы производства и потребления, в которых мы проживаем свои тоскливые, бессмысленные жизнишки.


Дуглас Коупленд в своем романе "Джей-под" высмеивает общество потребления в самом ярком его проявлении. В книге множество отсылок на современную культуру, музыку, компьютерные игры и фильмы. Коупленд словно говорит с читателями на языке программистов, постоянно вводя в текст профессиональные термины, изменяя шрифт и выводя одну реплику на всю страницу. Тут и 20 страниц, исписанных первой сотней тысяч числа Пи, и десятки огромных китайских символов с переводом, и даже полностью переписанный список всех существующих и несуществующих языков. Коупленд с долей иронии сначала делает отсылки к себе и своим книгам, а после и вовсе вводит в сюжет самого себя.

Несмотря на, казалось бы, такой скучный сюжет, автор создает довольно интересных и неоднозначных персонажей и разбавляет книгу множеством забавных и абсурдных ситуаций. Даже в скучном офисе его персонажи ведут себя нестандартно - они отправляют письма Рональду Макдональду, выставляют на e'Bay предложения о своей продаже и постоянно подшучивают друг над другом. За пределами офиса тут также есть на что посмотреть - на то, как мать главного героя закапывает труп байкера, как его отец безуспешно пытается получить роль со словами в рекламных роликах, как местный китайский контрабандист неординарно решает проблемы, и как их начальник делает поддельные кроссовки "Nike".

Тебя окружают аморальные и захватывающие события, и все же твоя жизнь ничем не отличается от жизни большинства ванкуверцев.


Но при всем при том, жизнь шести работников "Джей-пода" остается такой же скучной и не имеющей смысла. Они словно игрушечные человечки Lego, запертые в одном офисе. У них нет эмоций, нет целей, нет желания что-то менять, в их жизни нет сюжета. Они просто плывут по течению, которое заносит их в самые необычные места. Все эти стены, компьютеры, детали интерьера - все словно сделано из конструктора, такого же пластмассового, как и они сами. И эта книга - призыв поменять что-то в своей жизни, не быть скованным лишь вещами и идеями, навязанными обществом.

"Джей-под" по ходу прочтения вызывает самые разнообразные эмоции, но чаще он заставляет читателя смеяться. Смеяться от шуток, смеяться от абсурдности происходящего, смеяться от нелепости персонажей. Чего стоят только страницы исписанные числами и иероглифами, которые, по словам самого Коупленда, стоит рассматривать как картины. И при том Коупленд все же не лишил роман смысла. Мне "Джей-под" определенно понравился и когда-нибудь я с удовольствием открою эту книгу еще раз.

Жизнь – соревнование между вами и всеми остальными.

картинка Martis