Больше рецензий

9 августа 2017 г. 12:51

1K

4

Иногда (и в последнее время всё чаще) я встречаю в интернетах такое мнение, что, мол, настоящая твёрдая научная фантастика обязательно имеет достаточно высокий порог вхождения. Что же, если принять его за аксиому, то книгу Аластера Рейнольдса "Пространство Откровения" я бы назвала в лучшем случае отвердевающей. В ней нет никаких суперсложных невообразимых технологий будущего, нет подробных описаний принципов действия космических кораблей или оружия. Самое научное, что мне попалось за всю книгу - это малюсенькое описание на полстранички про нейтрино. И запомнилось оно мне совершенно не своей сложностью, а внезапно словосочетанием «сорта нейтрино». Вот уж как-то я не ожидала такого...
В целом повествование вышло неоднородным. Первую треть книги мы наблюдали за тремя совершенно разными сюжетными линиями в разных местах обитаемого космоса. Первая линия началась на планетке Ресургем в системе Дельта Павлина, пережившей когда-то некое Событие космического масштаба, которое уничтожило цивилизацию гуманоидных птичек. Её герой учёный Дэн Силвест предстаёт перед нами неким плохим вариантом Индианы Джонса - человеком, для которого вероятность научного открытия и личного в нём участия намного важнее опасностей и человеческих жертв. Вторая линия стартовала в межзвёздном пространстве на субсветовике «Ностальгия по бесконечности», а её героиня триумвир Илиа Вольева с первых строк предстаёт пусть грубоватой, но вроде бы обычной женщины - по крайней мере до того момента, как мы начинаем ближе знакомиться с её коллегами по экипажу. Третья линия нас забрасывает в ещё один обитаемый мир - планетку Йеллоустон в системе Эпсилон Эридана - как, впрочем, и героиню этой линии Ану Хоури. Мы узнаём её не слишком весёлую историю, приведшую её на дорожку заказных убийств, но сложить о ней какое-то однозначное мнение всё равно не получается. Примерно на половине книги все три линии сходятся в одну, и мы начинаем наблюдать за метаниями характеров персонажей - Вольева оказывается весьма себе тварью, Силвест внезапно воспылал страстной любовью к дочери своего тюремщика (местный вариант стокгольмского синдрома что ли?), а Хоури оказывается единственной, кто более-менее следует своей изначальной линии поведения. Происходящее больше не перескакивает во времени на десяток лет и не мечется в пространстве с планетки на планетку, но несётся вперёд со скоростью бешеного космического носорога, а на разрешение одной из старых загадок приходится загадывание парочки новых.
В итоге всё происходящее разрешается достаточно неожиданным способом (по крайней мере для меня), а после прочтения остаётся странное послевкусие, а всё потому, что на каждый плюс можно найти свой минус. Задумка ли это автора (и скрытая причина номинаций на несколько премий, но лауреата лишь одной) или просто так вышло? Не могу не отметить размах показанного нам мира, но одновременно с этим остаётся ощущение того, что часть всего этого - просто фасады, за которыми может крыться что-то большее, чем то, что нам продемонстрировали сейчас. Достаточно неплохо на мой взгляд у автора получилось показать чуждость мышления иных рас (по большей части на мимолетных разрешениях каких-то этических конфликтов и их отсутствия), но при этом чисто людское мышление получилось немного картонным ( или же опять-таки это авторская задумка эволюции мышления человека, открывшего космос?). Однозначно хорошо получилось преподнести полёты в межзвёздном пространстве - это не просто технологичные прыжки кузнечика, а целое путешествие; корабли-субсветовики - не доступное всем желающим транспортное средство, а их владельцы - та сила, которую нельзя сбрасывать со счетов.
Вероятно, в других книгах цикла указанные минусы нивелируются, а пока что твёрдая четверка.

Прочитано в рамках игры «Долгая Прогулка-2017», основное задание августа. Команда «Носорог на Сальвадоре».
Также прикручено к игре «Собери их всех».