Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

8 августа 2017 г. 19:52

Лучшее на Лайвлибе

542

5 Und die Freiheit navigiert*

Быть может, величайшее открытие, которое суждено совершить каждому, – это обнаружить, что ты сам способен решать, кем тебе быть и каким.

Книги Робин Хобб сродни волшебному приключению. С ее книгами даже не нужен отпуск, потому что ты не просто погружаешься в текст, а начинаешь его проживать с максимально возможным эффектом присутствия: вот уже чувствуешь, как скрипят под ногой доски палубы, солнце греет кожу, и прохладные брызги долетают из-за борта. Наверное, все дело в глубочайших познаниях госпожи Хобб: читаешь ее и изумляешься - неужто она сама много лет ходила под парусом? А подробное знание деталей и тонкостей придает невероятную сочность и ее языку. Все описания у нее такие жизненные, скрупулезные... Читаешь и точно представляешь себе картину, вплоть до мелочей. А что еще важнее, не просто эту картину видишь, но еще и узнаешь нечто новое.

Если бы меня попросили сказать, о чем эта книга, одним словом, то я бы сказала - о свободе. Первая была о становлении, а вторая - о свободе. Причем Хобб берет это понятие и исследует его, как драгоценный камень: каждую грань, подробно и отдельно, благо, обилие сюжетных линий и персонажей вполне это позволяет. Свобода у нее обретает множество обличий. Самый простой уровень: свобода физическая - от рабства, от цепей и тюрем. Копнуть чуть глубже - и найдется еще много разных видов свободы: свобода от предрассудков и традиций, свобода стать тем, кем хочешь стать, свобода путешествовать и познавать, свобода как отказ об ответственности и эгоизм, свобода и долг, свобода мыслить, не поддаваясь чужой философии, свобода от тиранов, диктаторов, правителей и политиков, свобода быть собой. Каждая из этих граней интересна сама по себе, но в контексте общей истории все звучит особенно. Все - как важная ступенька к будущему, шаг к взрослению.

Но при этом "Безумный корабль" не читается как вторая часть трилогии, которая является связующим звеном между первой и третьей. Нет, она вполне самостоятельна и в чем-то понравилась мне даже больше первой. Размахом, наверное. Обретением и ростом. Своими персонажами, которые меняются и взрослеют прямо на глазах. Так, в этой части одно удовольствие наблюдать за линией Малты и Кефрии, которые в первой части кажутся вообще непонятно как относящимися к семье Вестрит. Однако в этой части обе доказывают: они очень даже той же крови и способны на настоящие поступки. Особенно в этом плане хорошо показана Малта, в которой жизненные обстоятельства вызывают настоящее преображение. Даже, пожалуй, слишком сильное; хотя если вспомнить, что после первой части по сюжету прошел целый год, это вполне оправдано.

Пожалуй, за этой линией во второй части следить увлекательнее всего. А вот линия Альтии показалась мне чуть предсказуемой: девушка возвращается домой, но вместо ожидаемого восхищения и поддержки ей приходится бороться с семейными предрассудками и представлениями о долге и чести. Альтия в этом плане смахивает на Малту конца первой части: вроде и понимает, что долг и надо, но сердце просится в море, к далекой "Проказнице", и дома ее не удержать, как ни старайся. Только Альтия - максималистка, ей приходится учиться идти на компромиссы и делать уступки. И "Совершенный" ей нужен так же, как Совершенному нужны люди. Примерно такой же путь проходит и Брэшен.

А вот сложнее всех опять приходится Уинтроу (Хобб его явно любит, так что что поделаешь): ему и в первой части на долю выпали жесткие испытания, а тут так вообще повзрослеть пришлось раньше времени. Уинтроу вообще потрясающий персонаж: невольно восхищаешься, наблюдая за тем, как он всю историю балансирует на грани бесплодного философствования и очерствения души - он не остается учеником-монахом, отрешенного от всех бед и зол этого мира, но и циником и негодяем тоже не становится. Просто удивительно, как он умудряется сохранять стойкость духа и доброту души. Хотя при этом все его убеждения снова и снова проходят нешуточные проверки на прочность.

Вообще о персонажах у Хобб можно говорить бесконечно: о них самих можно написать талмуд, равный одной из частей саги. Ибо книги Хобб в первую очередь о людях и только о людях, пусть и живут они в мире с толикой волшебства. Но они остаются - людьми. Как по мне, то так и нужно писать идеальное фэнтези: с глубоким знанием темы, о которой ты пишешь, и человеческой психологии, мотивов и характеров. Робин Хобб обоими этими сферами владеет мастерски. И на этой основе она достраивает свою собственную, такую убедительную, но по-настоящему волшебную реальность. И вдыхает в нее жизнь.


*И свобода ведет мой корабль.
Читалось под Unheilig - Die Neue Welt