Больше рецензий

31 июля 2017 г. 23:39

189

3.5

• Заявка на неплохой детектив - есть
• Странные и интригующие личности среди персонажей – есть
• Переплетение сюжетов и историй, такое же запутанное как лабиринт улочек древнего города – есть
• Интересно введенный в сюжет рассказчик - есть
• Сборник сказок и легенд, которого хватит на целый сборник – есть
• Философичность, сюрреалистичность и парадоксальность происходящего - есть
• Арабская нооочь, волшебный востооок – есть
Звучит как идеальное сочетание? – На самом деле нет.

Не смотря на то, что книга начинается скорее как детектив с изрядной долей мистики и параноидальным настроем, от детективной линии остаются лишь легкие никуда не ведущие намеки, а параноидальность полностью вытесняется абсурдностью происходящего. Главный герой, Бельян – абсолютно ничем не примечателен и служит скорее наблюдателем и странником, переносящим читателя от сцены к сцене. Странствия заводят его во все закоулки Каира, как реальные, так и фантастические, рождающиеся в его снах. Хотя книга, кажется, задает вопрос, что можно считать реальным, а что вымыслом. Уличное зрелище оказывается сном, сон сказкой, а сказка происходит на самом деле. И хотя Бельян прибывает в Каир с вполне конкретными целями, они растворяются в калейдоскопе историй. К сожалению, в них растворяется и сюжет. Возможно и не стоило его начинать, если все равно, он не находит практически никакого развития в процессе. Если уж это книга о снах, так пусть логика книги будет такой же причудливой, как и логика сна от начала до конца. Хотя даже у сна должны быть какие-то границы разумного, как бы странно это ни звучало. Ближе к концу на читателя наваливается ворох историй в историях в историях. Ближе к десятому уровню «вложенной» истории глаз начинает подергиваться, а истории все продолжаются. От того, что бы окончательно погрязнуть в историях, спасает только один из героев, не дающий рассказчику поведать самую длинную историю. Все-таки, такой формат очень на любителя. Хотя вариация на тему желаний и джиннов была весьма любопытной.

В итоге, книга интересна фрагментами и общей атмосферой нереальности происходящего, но из-за этого и не ощущается цельным произведением, да и происходящие в Каире истории, на большого любителя.
Может в этом и суть арабского кошмара? – Заманить и запутать в паутине историй, из которых не выбраться читателю, пока рассказчик не решит закончить свой рассказ. А историй у него бесконечное множество, и он никогда не устает их рассказывать.