Больше рецензий

DmitriyVerkhov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июля 2017 г. 13:17

502

4

И по сей день русская классика остается всё также неподражаемой и не перестает раскрывать перед нами жизненные истины. "Горе от ума" – это тонкая, умная и изящная комедия. В своей комедии А.С. Грибоедов поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени. Автор дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, весьма иронично и язвительно вскрыл порочную сущность дворянского общества первой половины XIX века, показал всю трагедию умного и честного человека, оказавшегося в таком обществе, которое стойко охраняет свои интересы от посягательства на его основы. Главная тема произведения – конфликт нового и старого, противоречие между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие.

В основе сюжета комедии "Горе от ума" показано столкновение передового человека своего времени Александра Андреевича Чацкого с фамусовским обществом. Грибоедов очень метко описал характеры своих персонажей. Фамусов и подобные ему ставят на первое место не нравственные ценности, а деньги, власть, карьеризм. Их убеждения незыблемы, так как основаны на традиции и преемственности. Ради наживы и легких денег представители фамусовского общества готовы и услуживать и переступать моральные принципы. Таких людей было много и в девятнадцатом веке, и в любом другом. Много их и сейчас, поскольку все те же пороки общества остались прежними. Противопоставлен этому закоренелому и устаревшему в своих догмах и устоях обществу главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий. Чацкий – яркий представитель молодого поколения, человек просвещенного ума и передовых взглядов, которому чужды низкопоклонство и угодничество, проявляемые высшим обществом. У него есть свои нравственные убеждения, высокие идеалы. Он полон чувства собственного достоинства, имеет собственное мнение. Ему противна жизнь такого консервативного общества со всей его косностью, лицемерием, ложью, тупостью, духовным и нравственным убожеством. Он тяготится среди этой пустой праздной толпы. Яркий и деятельный ум Чацкого требует иной среды. Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. У него совершенно новое видение жизни. Основой прогресса для общественного блага, по мнению Чацкого, является просвещение, которое призвано освободить человека от власти узкоэгоистических, материально-имущественных интересов. Фамусовское общество не понимает стремлений Чацкого и отвергает его. Этому закоснелому обществу проще опорочить честь и достоинство человека, нежели принять свое поражение. Ведь в этом они видят угрозу своему существованию. Точно также и Софья Фамусова ответила на любовь Чацкого, который всегда надеялся на её понимание и поддержку, холодностью и враждебностью, усилившимися по мере того, как Чацкий уничижительно отзывался о Молчалине, что в итоге вылилось в мстительную и злобную клевету. Однако и сама Софья жестоко обманулась в своих чувствах и надеждах.

Пьеса А.С. Грибоедова остается актуальной и сейчас, в наше время. Вопросы, затронутые автором, несмотря на двухвековую давность произведения, интересуют и современного читателя. Читая "Горе от ума", легко заметить, что по сравнению с обществом начала XIX века, в нашем современном обществе мало что изменилось. Конечно же, декорации XIX века отошли в прошлое, и нравы того времени выглядят архаично, но все изъяны и пороки, как отдельных личностей, так и всей системы человеческих отношений, мы в полной мере можем наблюдать и сегодня.

В целом "Горе от ума" – очень жизненное и поучительное произведение, позволяющее задуматься над взглядами отдельной личности и общества на систему моральных ценностей. Данное произведение наилучшим образом демонстрирует способность сильного духом человека оставаться личностью независимо от сложившихся обстоятельств. Читается пьеса очень легко и оставляет после прочтения приятное впечатление. Язык пьесы, искрящийся иронией, наполнен к тому же различными крылатыми выражениями, прочно вошедшими в нашу современную разговорную речь.

Книга прочитана в рамках игры "Игра в классики".