Больше рецензий

7 июля 2017 г. 21:21

143

5 Захар Прилепин «Обитель»

Для меня - первая книга писателя.
До прочтения не знала, чего ожидать, потому что в информационном поле имя Прилепина
постоянно фонило где-то рядом с военными новостями, демаршами
и пожеланиями то ли сдохнуть, то ли «живи долго, настоящий мужик».
Но все это, как я убедилась, прочитав книгу - никоим образом не имеет никакого
отношения к прекрасному русскому писателю Захару Прилепину.

Из некоторых книг автор торчит, как морковка из грядки: осуждение образа жизни, поддержка той или иной точки зрения, собственные размышления вложенные в уста главных и второстепенных героев, морализаторство.
Лично я такие книги не люблю. Они оставляют неприятное послевкусие, будто ты не книгу читал, а монолог слушал. Долго, протяжно, на одной ноте, об одном и том же. Скука.

Но это не про «Обитель»!
«Обитель» - проза высокого класса, прекрасно написанный текст, великолепно отработанный сюжет, завораживающая псевдоисторичность. Прилепин виртуозно умеет обращаться с русским языком, умеет и показывает это.
Новая русская классика - да. Хотя тема книги не самая простая.

Сюжет: главный герой, Артем, попадает в Соловецкий лагерь за случайное убийство.
Вокруг него сплетается повествование об этом месте. Через столкновение с действительностью показан
быт времени и география места, привычки и нравы, типажи соловецкого контингента,
философия соловецкого острова в целом, романтическое «нужно суметь перековать».

Писатель не нагнетает ада, он просто очень точно и подробно пересказывает,
не стараясь испугать, не стараясь успокоить.
Какую бы фактуру не использовал автор, нет ни ощущения мерзости ни намека на фальшивость.
И болезненность и тонкость текста, подробности ситуаций и особенности - все на месте, все органично и достоверно.

То, что автор не старается напугать - не говорит, что от книги не страшно.
Страшно, иногда до беспомощного отрицания, но книга не оставляет впечатления
безнадежности или потерянности, она странным образом вдохновляет.

Возможно, потому, что читая - задаешься вопросами, которые никогда перед собой не ставил.
И если хватит сил и воли ответить правду самому себе - есть возможность удивиться и
выйти на новый круг понимания мира, что ли.
Отринув (о боже, какое слово!) нанесенное и привнесенное извне.

Дойти до понимания, что человек может выжить практически в любых условиях и психика
человеческая очень подвижна, приспосабливается быстро и умело.
И это не ум не совесть не таланты, это физиология, которую не поборешь и не вытравишь.
И сам отказ от физиологической составляющей ведет в пучины экзистенциального мрака и ада,
поскольку становишься слишком заметен на рельефе местной людской биомассы.
Главный герой почти в совершенстве владеет техникой выживания, которая гласит:
будь незаметен, не выделяйся, говори мало, не привлекай внимания.
Тут нет места ни геройству ни правде ни силе духа. Они здесь не нужны.

Если хочешь жить и поставлен перед страшным и тяжелым выбором, почти всегда способен
и на предательство и на злодеяния. И это скорее обыденно, от того и страшнее.
И как же хорошо, что жизнь не заставляет проверять и делать такого рода выборы в обычных нынешних условиях.

Советую к прочтению, очень. Не то что советую, - настаиваю!
Увлекательна и хороша, и это говорю я, которая вообще не любит читать ни про войну,
ни про лагеря, ни про это вот все.