Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 июня 2017 г. 19:15

280

4.5

Издательство Высшей школы экономики приятно удивило: в 2017 году вышла в свет на русском языке книга китайского эмигранта из США Чжау Юна, в которой автор анализирует факторы, приведшие к повышению рейтинга китайского школьного образования на мировой арене. Стоит отметить, что с момента американского издания книги прошло всего три года. Для научной литературы этот срок мизерный, поэтому актуальность работы Ю. Чжау бесспорна. Ещё одним преимуществом книги является серьёзный подход Высшей школы экономики к изданию переводной литературы: авторский текст предваряет обстоятельная и объективная вступительная статья Александра Юркевича, кандидата исторических наук, доцента Школы востоковедения Высшей школы экономики.

Практически с первых страниц книги становится понятным, что Чжау Юн является ярым противником тестирования. Приступая к освещению вопроса повышения качества школьного образования в Китае, автор немало внимания уделяет американским образовательным реформам. Так, в 2001 году вводится в действие президентская инициатива «Ни одного отстающего ребёнка», которая, по мнению автора, привела к массовому жульничеству как со стороны учительского корпуса, так и со стороны администрации.

Привязывая обильные вознаграждения и суровые наказания к баллам тестирования, полученным учениками, система тем самым создаёт мощные стимулы к мошенничеству.


В самом названии книги содержится риторический вопрос, призывающий читателя серьёзно задуматься: действительно ли образование Китая самое лучшее в мире? А может, напротив, китайское школьное образование – это система пошагового «натаскивания» детей на решение тестов? И если последнее верно, то надо ли стремиться перенимать, казалось бы, успешный восточный опыт?

И опять-таки, хотя китайцы счастливы, что их школьники показывают более высокие результаты, чем кто-либо в мире, на практике в то, что в этой стране лучшая система образования, в Китае не верит никто.


Чжау Юн утверждает, что авторитарное обучение в Китае складывалась на протяжении 13 веков с помощью так называемой системы кэцзюй, в соответствии с которой проводились императорские экзамены. Исторический экскурс в тему формата и содержания экзамена мне лично показался крайне интересным. Да и усердие китайских школьников во многом можно объяснить как раз кэцзюй.

Хорошо это или плохо, но именно эта система и была фактором, веками обеспечивающим непрерывность и сохранность китайской цивилизации.


Понятно, что к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Чжау Юн относится скептически. По мнению автора, китайских школьников учат решать тесты в ущерб развитию креативности. Чжау приводит в качестве примера тот факт, что в современном мире по-настоящему инновационных изобретений, созданных китайскими учёными, перевернувших реальность людей, можно сосчитать по пальцам одной руки. Данный факт говорит о качестве образования в Китае куда больше, чем международное тестирование.

… PISA ограничивается тремя предметами. Чтобы преуспеть в жизни, нужно гораздо больше, чем то, что можно измерить стандартизированными тестами по трём предметам.


Кроме того, Чжау считает, что международное тестирование способно оценить лишь когнитивные навыки детей. Такие же важные характеристики личности, как коммуникабельность, предприимчивость, активность и др., PISA не проверяются. Между тем, социальные навыки для получения высокооплачиваемой работы и продвижения по карьерной лестнице сегодня зачастую гораздо важнее когнитивных. С автором сложно не согласиться в этом вопросе. Однако всё же Чжау не приводит никаких серьёзных статистических данных, позволяющих судить о том, насколько успешны китайцы в настоящее время на мировой экономической арене. Таким образом, складывается впечатление, что автор, скорее, выражает субъективное мнение, нежели устанавливает научно обоснованные закономерности.

Говоря о субъективности автора, приходит мысль, что Чжау Юн придерживается не объективной оценки данных, основанной на анализе фактов, а выражает с помощью книги личное отношение к покинутой им стране, что противоречит научной этике.

… китайское образование душит креативность, сдерживает любознательность, подавляет индивидуальность, разрушает здоровье детей, мучает школьников и их родителей, разлагает учителей и руководство, увековечивает социальную несправедливость и неравенство.


Между тем, книга, безусловно, будет интересна как педагогам-практикам, так и управленцам в сфере образования. А посмотреть на привычные вещи под другим углом – полезно.