Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июня 2017 г. 13:39

592

4 Всё очень субъективно

Выбор книг дамы Агаты для перечитывания – сам по себе увлекательный процесс. При выборе принимается в расчёт всё: атмосферная густота, количество и качество расследования, уровень эмоциональной напряжённости. Есть и ещё один фактор: присутствие зла.

В этом отношении можно отдельно сгруппировать романы конца 60-х – начала 70-х годов вокруг «Бесконечной ночи» и «Пальцы чешутся». «Вечеринка на Хэллоуин» и, возможно, «Немезида» обладают сходным подходом к злу и убийству. Интересно отметить, что это можно назвать последней, завершающей попыткой дамы Агаты показать миру природу зла в её понимании; дальше, как мы помним, пошло резкое снижение качества, связанное с подозреваемой болезнью Альцхаймера. В процесс осмысления были вовлечены все сквозные персонажи мисс Кристи, каждый с характерным сюжетом, а также взгляд на политическую ситуацию, если сюда же включать и «Пассажира».

Бересфордовский сюжет из цикла Ultimate Evil доставил, думаю, большое удовольствие автору: судя по стилю романа, он должен был писаться легко и увлечённо. (Исходя из книги Джона Каррена, в записных книжках дамы Агаты нет или очень мало записей, касающихся «Пальцев» - играть с сюжетом не было оснований, он появился сразу целиком и затем лишь обрастал подробностями.) Повторяющиеся темы Кристи – современность / старость, дома, надолго остающиеся в памяти – не обременяют сюжет, скучных эпизодов не очень много. Воспоминания о молоденькой тёте Аде мне показались весьма уместными как эмоционально, так и психологически (как жили эти дамы в молодости?). Мелькнуло увлечение преступлениями, выразившееся в почти карровской лекции от доктора Марри; к сожалению, эта линия оказалась весьма второстепенной. Вернулась из «Отеля «Бертрам»» идея организованной преступности, пожалуй, самая слабая в книге – Айвор Смит выглядит несерьёзно, словно постоянно цитирует стихотворение о коте Макавити, подставляя вместо имени кота имя Экклза. До сих пор кажется, что не очень хорошо обошлась писательница с сэром Филипом Старком, можно было всё же постараться представить его читателям и пораньше. Последние три главы, начиная со встречи в доме священника, мне до сих пор кажутся несколько странными. Понятно, что они ведут к сцене, где дама Агата намеревалась ярко показать преступника, реализуя своё представление о зле и создавая страшную атмосферу à la Christie, которая сегодня выглядит несколько салонной, но продолжает сохранять вложенное в неё эмоциональное напряжение. После чего постаревшую чету спасают и отправляют домой с забавным замечанием, что хватит играть в такие игры. Как мы знаем, ни Бересфорды, ни сама мисс Кристи не вняли этой рекомендации ^__^

Так и хочется в мечтах стать королём Великобритании и на свой день рождения заказать роман мисс Кристи о серийных убийствах детей, написанный в стиле «Смерти на Ниле» с участием Эркюля Пуаро и суперинтенданта Бэттла. Увы, этого не произойдёт, и нам остаётся довольствоваться почёсыванием в больших пальцах. Что ж, неплохой вариант. Но выдам вам секрет – я не перечитывал роман. Мой взгляд сквозил по строкам, выхватывая ключевые и пропуская сопутствующие. Я пил атмосферу. Ей немного не хватало чёткости, как будто фильм нашёлся не в самом хорошем качестве. Но то, что дама Агата хотела сделать – она сделала. Даже понимая, что её лучшие времена ушли в прошлое.