Больше рецензий

yuleita

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июня 2017 г. 00:28

1K

2.5 Псевдоготика литературы

«Удольфские тайны» - классика готического романа. Старинные замки, потайные ходы, семейные тайны, таинственные события, ненастная погода, монастыри и сумасшедшие монахини с загадочным прошлым, убийства, скелеты, привидения, похищения, разбойники и даже пираты… Кто бы мог подумать, что из такого сумасшедшего микса может получиться невероятно занудное произведение!
Сюжет, как таковой, отсутствует. Эмилия, импульсивная главная героиня и типичная дева в беде – не может выпутаться из семейных проблем, сопровождающихся таинственными, незаконными и любовными событиями.
Стоит упомянуть, что первые готические романы явились результатом эволюционировавшей сентиментальной литературы. И это может вас убить. Так как ближе к середине чтения неоднократно всплывает вопрос: когда же начнется готика и "необъяснимое чувство тревоги"?
Бесконечные описания природы (Пришвин обзавидовался, если читал) и эмоциональные выплески от их лицезрения. Много слез. Серьезно, очень много. Ближе к середине Эмилия начала восприниматься, как некоторые типичные персонажи анимэ, у которых слезы, буквально, гиперболизированно льются потоками из обоих глаз. Очень сложно в 21 веке, когда популярны сильные героини, умеющие постоять за себя, но все же остающиеся женственными, читать произведение, где девушка падает в обморок через страницу. Я думала, что более плачущего персонажа, чем Жюльен из «Красного и черного» не будет, «как же я ошибался». Пожалуй, надо создать инфографику по количеству пролитых слез и обмороков в данном произведении.
Главный злодей - непоследовательный мужик, инициатор всяческих незаконных и аморальных авантюр. Однако, его смерть остается за кадром, что ставит в легкое недоумение, как такое вообще могло произойти.
Несмотря на то, что упоминается год событий, когда происходит действо, антураж средневековью вообще не соответствует. Это заметно и в поведении героев, и в их быте, и во множестве анахронизмов. Нравы, скорее, соответствуют нормам конца 18 века.

-Да, - сказал граф, остановившись разглядеть кресло, - существует целая история насчет этого кресла, но мне нет времени ее рассказывать

Уф, пронесло, а то я уже испугалась, что еще сто страниц ужаса в лице описания легендарной истории мебели.
Если рассуждать логически, то бесконечные повороты сюжета можно обосновать эпохой, когда подобное чтиво было популярно. Конец 18 века: медиа еще не существует, а ведьм уже не сжигают. Просвещение, все-таки, недавно закончилось! Так и сидели, долгими зимними вечерами за длинными романами. Действительно, эту книгу можно сравнить с 10 сезоном надоевшего сериала, где события просто высасываются из пальца, и который смотришь либо от нечего делать, либо по привычке. С другой стороны, все классические элементы готического романа присутствуют, действительно образцовый экземпляр. Ради ознакомления с жанром, можно прочитать.
«Удольфские тайны» – книжный фастфуд 18 века, но единственно радостно, что он стал источником для более поздних готических шедевров (большая удача, что из этого вышли шикарные ужасы). Поэтому, если хотите почитать что-то действительно мрачное, то лучше остановитесь на Эдгаре По или Лавкрафте.

Прочитано в рамках Игры в классики