Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2017 г. 23:36

774

4

Вот чего-чего, а детективов Патриции Хайсмит мне никогда много не бывает! Такая мастерская смесь модернистского литературного изящества Ф.С. Фицджеральда и глубокого «психологизма на грани» Ф.М. Достоевского встречается довольно редко. Я бы назвала виртуозный жанр, в котором она пишет свои истории, «криминальным кружевом», где умно и умело сплетены черная и белая нити крайностей человеческого характера.

Конечно, сегодня ее книги воспринимаются уже с приставкой ретро-, но это, на мой взгляд, придает им своеобразный ностальгический аромат, о котором можно сказать, как М.И. Цветаева: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…», потому что они воссоздают в воображении то, уже навсегда ушедшее, неспешное время, когда звонили из телефонных будок, ставили кофейники на плиту, шили костюмы у портных, носили шляпки, перчатки и драгоценности, слушали патефон и танцевали фокстрот. Этими текстами можно любоваться и наслаждаться, как хорошим коньяком, даже несмотря на брутальность и невротичную тревожность сюжетов. И мне всегда казалось, что книги П. Хайсмит исключительно кинематографичны – не сценарны, как это нередко бывает, а именно кинематографичны: они внутренне иллюстративны, зрелищны, в них такой зримо выраженный психологизм, столько буквально ощущаемого напряжения и драматизма, что из них просто не может не получиться качественный фильм.

«Незнакомцы…» - история про то, к чему может привести излишнее погружение в хронотоп вагонного попутчика. Случайные попадания в не то место и время, фатально меняющие жизнь, мне кажется, вообще фирменная фишка П. Хайсмит: например, в «Двух ликах января» это была греческая гостиница, здесь – ресторан в поезде. Но это ещё и тот случай, когда в книге интересно все: завязка, внутренний мир героев, атмосфера их жизни, рефлексии, логика расследования… Так что читала, читаю и буду читать Патрицию Хайсмит. Вот прямо сейчас и начну.