Антония Байетт «Обладать» — рецензия

13 мая 2017 г., 18:44
5 /  4.217
картинка Fiolent


Я читала эту книгу очень долго. Потому что по-другому просто невозможно. Ведь здесь так легко упустить красоту повествования, метафорические загадки и тоненькие нити, которые соединяют один образ с другим.
Поэзия – это волшебная игра со словами, сложная, но завораживающая. В ней ярко зарождается история, наполняется витиеватыми эпитетами и покоряет своим блеском окружающих. Будто птица Феникс, которая превращается из серого пепла в пылающее чудо света. Поэтические строфы воплощают все богатство мира, о котором люди забывают, но пытаются пробраться к нему через туман неизбежности. «Мы черствы двойной зачерствелостью». Но поэзия с ее образами, метафорами, метаморфозами – это квинтэссенция настоящей чувственной жизни. Поэтому читатель, знакомясь с тем или иным поэтом, видит свой внутренний мир, сокрытый за надежными стенами от непонимания и равнодушия. И он проникается всей душой к этим строчкам, и тогда ему хочется поближе узнать о творце, который тронул его сердце и разжег давно дремлющий огонь. «Что побудило его к такой теме? Что повлияло на его творчество? Кем он был на самом деле?». И вот в этот момент читатель натыкается на какую-нибудь биографию. И его ждет два возможных варианта развития событий: изучив жизнь поэта, он все еще будет в первую очередь видеть творца и найдет ответы на непростые вопросы; либо после брожения по закуткам личной жизни перед читателем появится человек грешный. Тогда может навсегда уйти поэт, и его творчество больше не будет так поражать читателя.
«Друг, ради Господа, не рой. Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах» Уильям Шекспир
Литературовед – специфический выбор для профессии. Ведь это фактически отречение от своей личности и ее посвящение другому – творцу. И что скрывает это посвящение? Поиск истины, расшифровка загадок или … желание превознести себя через чей-то литературный дар.
Литературовед отождествляет себя с поэтом, выискивает между строк намеки на что-то таинственное, штудирует его письма, пытаясь проследить каждый миг жизни. Он становится настоящим детективом в поисках мельчайших деталей. И эта одержимость обладать очень часто уводит далеко от истинного образа Поэта. В книге показаны несколько ярких образов литературоведов. Например, Беатриса Пуховер, которая в юности влюбляется в поэзию Рандольфа Падуба, но боясь детального погружения в его творчество, решает переключиться на изучение его жены – якобы главной музы –спокойной и сдержанной женщины, дневники которой не сулят сюрпризов.
Джеймс Аспидс, который яростно прогрызается в своих поисках к сути, но не замечает, как теряет азарт к своему предмету изучения, и становится слепым к настоящим сокровищам. Его работы наполняются скукой, на страницах теряется яркость образа самого поэта. К сожалению, существуют такие литературоведы, как Мортимер Собрайл и Леонора Стерн, которые активно заполняют свои трактаты личностными убеждениями. Поэтому высокомерие Собрайла перемещается на Рандольфа Падуба в его исполнении, «амазонка» Стерн делает Кристабель ярой феминисткой и лесбиянкой, не желая разглядеть и другую сторону медали. А кто-то скрывается за личностью поэта, наделяя его сильными чертами, которым сам литературовед боится обладать. Вот так Роланд растворился в смелом и уверенном Падубе, которого он себе выдумал, а Мод заперлась в одной башне с Кристабель от всего внешнего мира. Но именно они готовы посмотреть правде в глаза и осознать свое истинное естество и иронию всей своей работы.
Как личность поэта прочна в его поэзии, и как входит тень биографа в жизнь изображаемого им лица…
Литературоведение – очень зыбкое дело. Оно легко может навязать ложные черты и исковеркать прекрасное возвышенное, обнажая греховное обыденное. Поэтому неспроста писатели не любили биографов, «этих низменных и пошлых людишек». Важно ли знать, кто стоит за витиеватыми метафорами и живописными эпитетами или важно просто наслаждаться магией поэзии и не идентифицировать строки с личностью автора? Мне кажется, каждый читатель сам должен найти для себя ответ.
Книга об эпохе романтизма. Чему она может быть посвящена? Конечно, Любви. В высшем ее проявлении.
Когда двоих «настигает любовь», подумал Роланд, то это словно Судьба своим волшебным гребнем проводит по спутанным прядям мироздания, по спутанным прядям жизней, и возникает дивный порядок, складность, красота – возникает подлинный сюжет
Две эпохи. Две пары, которые встретились слишком поздно, но не были способны противостоять силам любви. В таких союзах не будет легкого пути в светлое будущее, но то чувство, наполненное противоречиями, но страстью и всепоглощающим единением, – именно оно рождает шедевры и остается в сердце навсегда.
Так менее ль любовь случайна,
Чем электрическая искра,
Что бьёт меж нами столь отчаянно
И исчезает столь же быстро
Рандольф Падуб
Но самое прекрасное в книге – это путешествие по миру фантастических персонажей и аллегорий. Читатель гуляет среди мифов по туманным болотам и сказочным башням, встречая на своем пути обольстительных русалок, огнедышащих драконов и прочих чудовищ. Прекрасная Кристабель предстает в образе Мелюзины, которой писательница посвятила свой opus magnum. Легенда о кельтской фее аллегорически легла в основу мира ла Мотт и Падуба. Мелюзина-дракон сжигает в пепел привычную размеренную жизнь Рандольфа Падуба, сама того не ведая. Поэт, охваченный страстью и одурманенный чарами, решается, как настоящий рыцарь, покорить неприступную башню, за стенами которой скрывала себя Кристабель. Метаморфозы госпожа Байетт перенесла и в настоящее время, вырисовывая взаимоотношения Мод и Роланда, будто реинкарнация викторианской пары. А когда читатель еще глубже погружается в сюжет, то осознает, что каждый жест, действие, слово – это выверенная параллель с мифическими мирами.
Дом – это что?
Это крепкие стены,
Тёплый приют от студёных ветров.
Дом – это где ступают степенно
И отступают за шторы без слов.
А сердце – как мина: тук-тук, тук-тук.
А думы – как крик средь гардин и ковров.
И вдруг – стёкла градом из окон, вдруг —
Взрыв разносит и стены и кров.
Кристабель Ла Мотт
Эта книга – настоящий шедевр. Она вызовет восторг у каждого библиомана. А мне она помогла еще раз убедиться, что мы, простые читатели из настоящего, никогда не узнаем всех нюансов литературных произведений из прошлого. И это неплохо, нужно просто читать и наслаждаться. В этом и есть магия литературы.

Комментарии

все комментарии

Ах, какая прекрасная рецензия, угодили)) Спасибо!

Очень качественная рецензия! Просто хоть в печать отправляйте!

Добавить комментарий

Антония Байетт «Обладать»
Случалось ли Вам читать интересную книгу на скучной лекции? Когда на страницах лихо закручивается сюжет, а рядом монотонно вещает старуха-профессорша? И можно…
Sammy1987
livelib.ru
Амели Нотомб «Счастливая ностальгия. Петронилла»

Амели Нотомб – несомненно уникум современной литературы. Она породила десятки героев, склонных к философским этюдам, любящих шампанское в любом его…
Fiolent
livelib.ru
Жан Реньо, Эмиль Браво «Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла»


Бывают такие истории… Абсолютно простые, без закрученного сюжета, экстра неординарных образов и обстановки в постоянном состоянии накаливания. Но они…
Fiolent
livelib.ru

Больше рецензий

• Все рецензии Fiolent
• Все рецензии на книгу «Обладать»
• Все рецензии на книги Антония Байетт