Больше рецензий

Yossarian

Эксперт

Я не достоин звания эксперта

6 мая 2017 г. 19:17

220

5 Reach for the Sky (1954)

Книга представляет собой прижизненную биографию знаменитого британского лётчика Дугласа Бадера. Легендарен Дуглас не самым большим количеством сбитых самолётов (хотя и здесь он преуспел - по книге сбил 20, по современным данным - 22 самолёта), а тем, что в возрасте 21 года потерял обе ноги в результате аварии. Неудачное выполнение фигур пилотажа... Однако Дуглас, с невероятным упорством и несгибаемой волей, смог не только вернуться за штурвал, но и возглавив эскадрилью (затем и крыло, включавшее сразу три эскадрильи), активно участвовал в сражениях на небесах, пока в августе 1941 года не был сбит. Бадер попал в плен, освободили его только в апреле 1945 года.

Интересно, что история, рассказанная Брикхиллом, начинается с предупреждения врача, что ребёнок (будущий ас) вероятно родится мёртвым, однако мать - Джесси - решает рожать не смотря ни на что... Дальше проходят школьные годы и читатель видит, насколько уже тогда можно было увидеть и почувствовать по-настоящему британский "бойцовый" и несколько неуправляемый характер Дугласа, который уже с детства обладал лидерскими качествами. Затем авиационная школа Кранвелл, обучаясь в которой Бадер где только не участвовал - регби, бокс, крикет, хоккей на траве. Везде он достигает успехов и заслуживает всеобщего уважения. Наконец, учёба заканчивается, вновь испечённый лейтенант авиации Дуглас Бадер начинает службу, и вдруг судьба устраивает жесточайшую проверку на прочность. После аварии, случившейся в декабре 1931, врачи ампутируют сначала правую, затем и левую ногу. Далее идут одни из самых интересных глав - Бадер не раскисает, а активно старается приспособиться к новым обостоятельствам. После получения протезов он отказывается от ходьбы с тростью, и, стирая культи в кровь, научается так ходить, что редко кто догадывался о его инвалидности. Более того, Дуглас добивается возвращения в строй, бросая высокооплачиваемую, но скучную офисную "наземную" работу. Это происходит в ноябре 1939 - через восемь лет после того злосчастного дня. Британия вот уже как два месяца участвует в мировом конфликте.

Вторая часть книги посвящена сражениям Бадера и его сослуживцев. Кстати, автор - Пол Брикхилл - сам был пилотом, воевал, поэтому хорошо понимает особенности воздушных битв. Бадер и здесь проявил характер, иногда игнорируя боевые инструкции, говоря, что они опираются на сражения Великой войны и устарели. Он разработал и успешно применил новую тактику массированных атак с участием большого количества машин. Отмечу интересный нюанс, что Дуглас мог закладывать крутые виражи, поскольку круг кровообращения у него был значительно меньше...

Условная третья часть книги отражает события от пленения британца на французской территории до освобождения американскими войсками. Находясь в плену, Бадер не успокаивался, а совершил несколько неудачных побегов. Он настолько "достал" немцев, что удивительно, как они не пристрелили его. Замечу, что отношение к Бадеру с немецкой стороны было достаточно уважительным. Во-первых, что уже немало удивило меня, немцы передали британцам просьбу Дугласа, чтобы ему сбросили с самолёта один протез. (Один из протезов застрял в кабине падающего истребителя; вот уж не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь, - будь у Бадера свои ноги, он бы не смог выбраться из машины и разбился.) И британский пилот, по пути на бомбардировку (!), сбрасывает ящик с протезом в район пленения Бадера. Во-вторых, немцы пытаются потакать всем капризам британца, пропускают мимо ушей многочисленные провокации с его стороны. Что ни говори, отношения немцев к британцам и советским солдатам в плену представляют собой "две большие разницы".

В итоге получилась весьма неплохая книга, написанная очень живо, с юмором, вполне себе "по-британски" - с бравыми интонациями, с задором и пренебрежением к смерти. Рекомендую.