Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2017 г. 09:25

1K

2.5 «Об умножении жен и источников» или «Вторая жена Сократа»

Если я задам вопрос: «Как звали жену Сократа?», то всякий без промедления ответит: «Ксантиппа». Если же задать другой вопрос: «Сколько было жен у Сократа?», то он может попросту вызвать недоумение. Сократ - не султан какой-нибудь, чтобы у него было больше, чем одна жена, да и одной-то жены ему было слишком много, ну или вполне достаточно, - в самый раз, чтобы он стал философом. Вместе с тем интересующиеся историей античности и философии знают, что Сократу «приписывается» и еще одна жена – Мирто.

Интересно порассуждать о женах Сократа. Не то, чтобы это была какая-то важная тема, но, попытавшись понять, откуда вообще возникли разговоры о том, что у Сократа было две жены, можно прийти к любопытным выводам относительно достаточно распространенного феномена, который можно назвать «умножением источников на пустом месте». Вообще-то изначально стоит удерживать в уме сомнительность всей этой «темы двух жен», потому как ни Платон, ни Ксенофонт (а ведь они знали Сократа лично) ничего о второй жене Сократа не говорят, что, мягко выражаясь, странно. Они говорят только о всем известной Ксантиппе. Откуда же взялись разговоры о второй жене? Беру одно из последних исследований жизни Сократа – книгу Игоря Сурикова:

Дальше...

Все знают, что Сократ был женат на Ксантиппе, имя которой стало хрестоматийным и нарицательным для сварливой женщины. Однако существует устойчивая традиция, представленная целым рядом авторов (Аристотель. Фр.93 Rose; Деметрий фалерский. Фр. F 45 Jacoby; Плутарх. Аристид. 27; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II; Афиней. Пир Мудрецов. XIII 556 a), согласно которой у Сократа была и вторая жена, по имени Мирто, которую он взял в свой дом то ли для того, чтобы помочь ей в нужде, то ли выполняя какое-то постановление, поощрявшее граждан для улучшения ситуации с деторождением иметь двух жен сразу.

Все перечисленные источники согласны только в одном – в том, что Мирто принадлежала к семье Аристида Справедливого. В остальном же – полный разнобой. Она фигурирует то как дочь Аристида…, то как его внучка, то даже как правнучка. И женой Сократа она была не то до Ксантиппы, не то после, не то одновременно с ней… На наш взгляд, скорее можно считать, что по своему юридическому статусу Мирто была не официальной супругой Сократа, а его наложницей.



Вот оно как – существует, оказывается, целая «устойчивая традиция». Внушительно звучит, а имена вызывают уважение. Что ж, я и решил обратиться к этой традиции, и посмотреть, что каждый конкретный автор (из наиболее доступных для прочтения) пишет на эту тему. Вот результат:

Диоген Лаэртский:

По словам Аристотеля, женат он был дважды; первый раз – на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз – на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска и Менексена. Другие говорят, что Мирто была его первой женой, а некоторые (в том числе Сатир и Иероним Родосский) – что он был женат на обеих сразу; по их словам, афиняне, желая возместить убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине, а иметь детей также и от другой, - так поступил и Сократ.

Так, теперь почитаем Плутарха:

Деметрий Фалерский, Иероним Родосский, музыкант Аристоксен и Аристотель (если только книгу "О благородстве" следует числить среди подлинно принадлежащих Аристотелю) утверждают, что Мирто, внучка Аристида, была замужем за философом Сократом, который, хотя и был женат, взял ее к себе в дом, когда она овдовела и впала в крайнюю нужду. Их мнение достаточно убедительно опровергает Панетий в сочинении о Сократе. (Плутарх. «Аристид и Катон»)

О, как видим, дело уже идет не только об утверждении, но и об опровержении. Наконец, почитаем еще и Афинея, для полноты картины:

«…можно было бы оспорить тех писателей, которые уверяют, будто у Сократа было две законные жены: Ксантиппа и Мирто, дочь Аристида, - не того, который Справедливый (это никак не возможно по времени), но его внука. Это и Каллисфен [J. 2 В 654], и Деметрий Фалерский [J. 2 В 972], и перипатетик Сатир, и Аристоксен; а навел их на эту мысль Аристотель в книге "О знатном рождении" [frag.93 Rose]. Однако так быть не могло, - разве что афиняне ввиду убыли граждан дозволили постановлением народного собрания заводить двух жен; тогда было бы понятно, почему об этом молчат сочинители комедий, так часто поминающие Сократа. Одно постановление, касающееся женщин, приводит в своей книге Иероним Родосский [frag.26 Hiller], и когда я достану эту книгу, то пришлю ее тебе. Тем не менее, Панетий Родосский решительно возражал тем, кто говорил про двух жен Сократа». (Афиней. «Пир мудрецов»).

В отношении всех этих источников стоит отметить три момента. Первое – все это пережевывание одной и той же жвачки. Второе – ни один из этих источников нельзя назвать источником в собственном смысле слова, это не те источники, из которых действительно можно почерпнуть информацию о возможной жене Сократа – некой таинственной Мирто. Все они отсылают к каким-то другим источникам, из которых мы и должны убедиться в ее существовании. Третье – в рамках этой «устойчивой традиции», как мы видим, нет никакой устойчивости относительно признания существования второй жены Сократа.

Самым полезным видится сообщение Афинея, потому что Афиней подсказывает нам мысль, которая и так напрашивается – все это дело начал Аристотель, либо тот, кого посчитали Аристотелем (то есть тут двойная сомнительность – с одной стороны непонятно, кто сказал, с другой – непонятно, на чем он основывался). Он что-то написал, а все остальные стали за ним либо повторять, либо еще как-то дополнять (отсюда еще и разноголосица мнений – видимость «углубления» тематики). Особенно забавным видится «спор» о том, был ли Сократ женат на Мирто до, во время, или после Ксантиппы. Очевидно, суть этого спора сводится просто к тому, чтобы перебрать все возможные варианты. То есть если один автор говорит, что Сократ был женат «до», то второй имеет полное право задуматься: «а может быть, после?», третий же разумно заключает, что, скорее всего, одновременно. Жаль нет четвертого варианта, так что фантазии почти негде и разгуляться. Впрочем, почему бы не допустить, что сварливость Ксантиппы была вызвана как раз тем, что Сократ привел в дом вторую жену. Логично? Более чем. Значит, мы только что получили в свое распоряжение еще один исторический факт.

Конечно, тут было бы интереснее всего добраться до первоначальных слов Аристотеля, - если кто может указать, как именно они звучат – был бы весьма благодарен (лично я не знаю, как откопать источник: «Аристотель. Фр.93 Rose»). Хотя скорее всего они звучат максимально просто, вроде как: «Была у Сократа и вторая жена – Мирто…», и далее – «по Диогену», раз уж он говорит «по Аристотелю». Но, что бы там ни сказал «Аристотель-не Аристотель», сам-то этот феномен – приумножение источников – уже достаточно ясно проявил себя. «Устойчивая традиция», о которой говорит Суриков, есть устойчивая традиция на разные лады переписывать одно и то же, создавая видимость умножения источников, более менее авторитетных, в зависимости от авторитета переписывающего. И дальше, обратившись к современным писателям («уж куда современнее»), можно проследить, как вся эта устойчивая традиция становится еще более устойчивой. Вот, некто Игорь Буккер «пишет»:

Тут обращает на себя внимание еще один знаменательный и малоизвестный факт. Имя сократовой жены Ксантиппы давно стало нарицательным и хрестоматийным для обозначения сварливой женщины. Однако, существует другая устойчивая традиция, представленная целым рядом античных авторов (Аристотель, Деметрий Фалерский, Плутарх, Диоген Лаэртский, Афиней). Согласно ей, у Сократа была и вторая жена, по имени Мирто (с ударением на последнем слоге), которую он взял в свой дом то ли для того, чтобы помочь ей в нужде, то ли выполняя какое-то постановление, поощрявшее граждан для улучшения ситуации с деторождением иметь двух жен сразу. Тут целая разноголосица мнений. Мирто, по одним источникам была дочкой, а по другим — внучкой Аристида и даже его правнучкой. По одним источникам, женой Сократа она была до или после Ксантиппы, хотя некоторые утверждают, что одновременно с ней. Тогда получается, что Сократ содержал гарем или, по крайней мере, был двоеженцем. Его биограф Суриков полагает, что "по своему юридическому статусу Мирто была не официальной супругой Сократа, а его наложницей". (Игорь Буккер. Мистики: повивальное искусство Сократа).

Заметьте, теперь к ряду имен добавляется и сам Суриков (которого Буккер безбожно переписывает), теперь и он – часть устойчивой традиции (плюс Суриков еще и «расширил» круг вопросов – ан как Мирто была наложницей Сократа?). В этом смысле нахально-жульническое «переписывание» Буккера достаточно показательно – не так и сильно он ушел от других, разве что поленился написать все то же самое «своими» словами. Да, хорошая жвачка, сколько ее не жуй, все не разжевывается. Наоборот, сколько ее ни жуй – все больше становится этой жвачки, и каждый жующий пережевывается последующим исследователем. И я ту жвачку жевал, кое-что для себя уяснил, и вам о том рассказал.

Комментарии


Спасибо за рецензию, забрала в избранное, потому что твое исследование явно выходит за рамки того, что я сама читала по этому вопросу. Вообще, хочу сказать, что писать биографию (если это можно так назвать) Сократа- дело очень сложное и неблагодарное, потому что единственное, что мы действительно о нем знаем, на мой взгляд - это то, что он на самом деле существовал. Но это всё, все остальные сведения о нем и его жизни в любом случае будут малодостоверными.

Что касается конкретно Ксантипы, то тут хочу отметить вот что. Ее (ставшая нарицательной) сварливость тоже вполне успешно оспаривается некоторыми специалистами. Так, пишут о том, что она просто была очень любящей, неравнодушной и потому иногда проявляла повышенные эмоции, за что Сократ иногда называл ее курицей (если мне не изменяет память), может у нее был несколько истеричный нрав, но прямо вот такой Ксантипой, какой ее сейчас представляют, она скорее всего не была. А может и была:)) Мы знаем только то, что мы ничего не знаем:)) Что касается Мирто, то я думаю, что она была все-таки после, хотя соблазн объяснить сварливость Ксантипы склонностью Сократа к гаремам тоже имеется:)

P.S. Заявка от трудящихся лайфлибовцев- просим еще историю из серии "философы против лайфлибовцев", там же даже у одного Сократа вагон материала для этого дела:)


"единственное, что мы действительно о нем знаем, на мой взгляд - это то, что он на самом деле существовал". Это неоспоримо, иначе не существовало бы и самой философии:) (конечно, неверное утверждение, но зато красивое).

Как раз у меня есть задумка по поводу все той же Ксантиппы вопрос задать - из серии "философы против лайфлибовцев", но не очень уверен, что вопрос пойдет, к тому же сама тема "попадет хорошая жена - станешь счастливым, плохая - станешь философом" всем хорошо известна, а вопрос близок по смыслу. Но, еще подумаю. Но вообще заявку от трудящихся с удовольствием принимаю, только сроками и темами себя заранее не связываю, а то мне это на пользу не идет:)

Ксантиппа уже неискоренимо-сварлива в истории, сколько ни оспаривай - она как яблоко, которое упало (не упало) на голову Ньютона. Сам же Сократ - яблоко, упавшее на голову Платона:)


Да уж, на эту тему про Сократа и Платона даже есть анекдоты и многие из них не совсем приличные, так что я даже не буду пытаться их припомнить:))


А я вот их и не знаю, что, может, и к лучшему:)


Отсюда вывод: сколько бы философ ни женился, а устойчивой традиции не миновать.)


Отсюда вывод: что сказано Аристотелем, того уже не вырубишь топором:)


Не знала о второй жене Сократа. Он для меня сразу стал более человечным. Хочется думать, что великий философ узнал не только горькую сторону брака, но и сладкие минуты любви...


Чем больше жен - тем больше человечности:) Но вообще смысл истории во многом в том, что разговоры о Мирто - это разговоры, воспроизводимые от других разговоров, источник которых крайне сомнителен...


Чем больше жен - тем больше человечности:)

Не думаю... Это та область, в которой количество имеет мало шансов перейти в качество...

А если предположить, что никакой второй жены не было, то, как считаете, в чем смысл апокрифа? Мне кажется, либо хотели навести напраслину на Сократа, либо, наоборот, приписать ему романтические чувства и очеловечить...


Вот тут я в полном тупике. Собственно, это самое интересное - что могло побудить кого-то (а еще если это и Аристотель) начать весь этот разговор о второй жене. В отношении Сократа это выглядит особенно странно. А вот как такой разговор возник - все, его уже не остановить, он разрастается как снежный ком. С другой стороны, можно отметить, что тема эта так и осталась маргинальной, раз уж именно Ксантиппу знают все, а Мирто - нет.


Офигительно интересно, спасибо БОЛЬШОЕ :)
Надо всё-таки лайвлибовцам дать возможность раз в 100 дней ставить не один плюс особенно понравившейся рецензии, а, скажем, десяток.

Особенно рад за Игоря Буккера. Надо ему основать Буккеровскую премию для плагиаторов :)))


На волшебное слово Спасибо могу ответить только еще более волшебным - Пожалуйста:)
Буккеровская премия - это отличная идея. Любопытнее всего при этом, что Буккер дает отсылку к Сурикову, то есть предоставляет полную возможность отследить свой плагиат! Понимает, что всем лень:)


Да, я тоже обратил внимание на недюжинную смелость этого Буккера :)))
Но в наших рядах есть такие Холмсы и Пинкертоны, что не спрячешься :)))

Я слышал кое-что о Мирто, но как-то не обращал на это внимания, поскольку по сравнению с монументальной фигурой Ксантиппы Мирто казалась чем-то незначительным, недостойным затрат времени.
А оказалось, это совсем не так. Без вашего исследования я бы так и покинул этот мир дураком :)
(Я его всё равно дураком покину, но несколько меньшим.)


А может всё проще? Мирто, он реально пригрел, привел в дом... а злые языки стали болтать, что он жил с обеими. А может, так и было.) И сейчас, такое не редкость и у русичей, приводят и живут с двумя, с одной расписан, с другой, соответственно - нет)


Я думал, что русичи, как и древние греки, остались в прошлом:)


Ты просто современное женское фэнтези не читаешь.)))) Так и хочется, порой, вставить их словечки, после того, как начитаешься.))


Как говорил про современное женское фэнтези Шерлок Холмс: "Не читал, не читаю и не собираюсь читать" :)


И не надо тебе. А то, мало ли, захочешь юбку примерить. :)))


Пока таких желаний не возникает, во всяком случае в острой форме:)


И это - Хорошо!:)))


Шикарное исследование и замечательное чувство юмора. Получила массу удовольствия. Спасибо :)


Пожалуйста... и Спасибо за такой отзыв:)


Стоит добавить, что Сократ выпил яду по приговору суда, вынесенного из-за того, что Он растлевал юношей. Морально, собирая симпозиумы, спаивая их, вовлекая в крепкую мужскую дружбу. Существует устойчивая точка зрения, что Сократ был рабовладельцем, как и другие зажиточные афиняне. А уж что там делают хозяева со своим имуществом одним хозяевам ведомо. Ну, и имуществу.
А тут еще и две жены.