Уильям Гибсон «Периферийные устройства» — рецензия

10 апреля 2017 г., 01:25
4 /  4.119
Все тлен

Если только вы не официально зарегистрированный фанат Гибсона с удостоверением почетного киберпанка, читать эту книгу будет сложно. Уильям Гибсон - персона в литературном мире специфическая и, чего уж греха таить - нонконформистская. Уже то, что именно Гибсон сам жанр киберпанк и придумал, как бы намекает непосвященным, что писатель - большой оригинал и ждать можно, чего угодно.
От киберпанка фанаты требуют опутанных проводами хакерских голов, взламывающих тайные архивы мегакорпораций, волооких дев-киборгов, умещающих в голове все знания google, отбившийся от рук искусственный интеллект и старушек, шагающих за покупками в экзоскелетах.
От Гибсона - еще и некой детективной интриги: есть у беглого южанина тайная страсть к неожиданным развязкам и сложным сюжетным завихрениям.
"Периферийные устройства" - последний опубликованный роман Гибсона, - в отличие от ранних вещей типа "Нейроманта" уже не смотрится дремучей архаикой в глазах людей, никогда не видевших дискету. Но несмотря на то, что корейцы уже сейчас лечат рак наноботами, а японцы успешно торгуют с лотка экзоскелетами, гибсоновское будущее еще не наступило, искусственный интеллект еще далек от идеала, а протезы-биомехи хоть и номинально запущены в серийное производство, но по-прежнему стоят столько, что проще скрестить себя с ящерицей и отрастить новую руку, чем позволить качественный аналог с развитой моторикой.
В "Периферийных устройствах" есть все, за что так любят киберпанк, только с учетом временных погрешностей - все таки роман издан в 2014 году, когда часть кибернетических предсказаний стала вполне обыденной реальностью. Да и, если задуматься, "ПУ" - это смесь кибера, социалки и спекулятивной фантастики, с попытками зрелого Гибсона не просто найти альтернативу современной реальности. но и разобраться в действующей.
И будущее Гибсона - не очень приятное, но уже проглядывающее сквозь дыры действительности. Там есть ветераны непонятных и, вероятно, никому не нужных войн, получающие мизерную пенсию по инвалидности, полиция и наркобанды по сути - одно и то же, разработка-испытание игр - и неплохой заработок, и попытка сбежать от реальности. Мачистые морпехи Бертон и Коннер слегка каррикатурны и неплохо справляются с ролью лица вымирающего поколения бывшей великой державы. Довеском к ним идет бертоновская сестра Флинн - та самая, с дежурства которой и начался бардак, и пара-тройка второстепенных фемин с ярко-выраженными чертами статисток - от ТП до матерей-настоятельниц.
В параллель им тянется вторая линия - линия неторопливого Лондона, аристократических семей и политических игр. В отличие от линии США - игр завуалированных. Роль главного героя здесь выполняет вечно рефлексирующий алкоголик Уилф Недертон - пиарщик дивы перманентного рисунка Даэдры, местного богача с русскими корнями Льва Зубова и его ассистентов Марии Анафемы Тлен и Ойсина (в переводе Доброхотовой-Майковой он стал Оссианом, потеряв связь с ирландским бардом, что, на мой взгляд, для специалиста по английской литературе Гибсона это было важно). Собственно, Тлен - помесь готессы и стимпанкерши, персонаж в книге самый яркий и, что характерно для ярких второстепенных героев, вытягивает все слабые места книги.
Сюжетная связь этих линий начинает приоткрываться примерно после прочтения 1/6 части книги - до этого автор старательно водит читателя за нос, забрасывая ворохом малопонятного неискушенному обывателю сленга и отсылками к выдуманным событиям. Пересечение линий тоже много не прояснит - в этом-то и соль - над каждой главой читателю придется корпеть, пытаясь разобраться в происходящем и запомнить хотя бы часть используемых терминов. Но именно здесь - на пересечении -читатель начинает понимать, что никакой это не киберпанк, а вполне себе годная постапокалиптика, только как если бы ее писал не депрессивный Кларк, а милаха Хайнлайн.
Отдельное слово по изданию - она серебристое и его хочется лизнуть.

Книга прочитана в рамках новогоднего флешмоба 2017, за совет спасибо TimothyGrinevich - я не фанат киберпанка, но роман мне очень понравился

Источник

Комментарии

все комментарии


Я рад что тебе понравилось. Знал что оценишь Марию Анафему Тлен:)


Я тогда тоже почитаю) А мне ты этого не советовал))


ты такое не любишь, это от автора Джонни-Мнемоника, от которого ты плевалась


Мария Анафема Тлен будет шикарно смотреться в экранизации))

Добавить комментарий

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»
Потому что у вас, в вашем положении, не только друзей нет. Вы до такой степени одиноки, _что_ _у_ _вас_ _и_ _врага_ _нет_! Вот чего вы никак не хотите…
angelofmusic
livelib.ru
Уильям Гибсон «Нейромант»
Талантливы хакер, который иногда употребляет наркотики, может путешествовать по киберпространству, называемому «матрицей». В этом ему помогает женщина,…
KuleshovK
livelib.ru
Уильям Гибсон «Периферийные устройства»
И не рыбы вместо рыб,
И не люди вместо нас,
Город был, остался дым,
Город просто погас. В. Петкун, 2000, "Цветут цветы" Чего там скрывать, Гибсон…
red_star
livelib.ru

Больше рецензий

• Все рецензии simbelmeyn
• Все рецензии на книгу «Периферийные устройства»
• Все рецензии на книги Уильям Гибсон