Больше рецензий

31 марта 2017 г. 16:07

624

3.5

Быть интеллектуалом, по яркому определению Сергея Фокина, всегда означало «быть против того, что есть». Интеллектуал - «инстанция противовласти», «ничей человек», как писал Бердяев; тот, кто плывет против течения и пребывает в несогласии с духом времени. Возможно, что в основе такого протеста лежит дух противоречия, и следовательно, бунтарская позиция является результатом зависимости. Но даже признавая зависимость, интеллектуал отвергает приспособление к установленному порядку вещей, к существующему господству. Исайя Берлин обратил внимание на Гамана (в тексте Хаманн, на английский манер) не потому, что заинтересовался взглядами немецкого философа, а потому что Гаман занимал протестную позицию по отношению к своей эпохе, практически в одиночку противостоял «рационалистической линии в европейской философии». Берлин рассматривает философа-иррационалиста Гамана как главного оппонента французского Просвещения, восставшего против «победного марша Просвещения и Разума». Абстрактному разуму и рациональному мышлению Гаман противопоставил жизнь во всей её полноте и интуитивное озарение, «способность наделенного воображением человека "схватывать" реальность». И это были не слабые «ростки недоверия к рационалистическим принципам Просвещения», а страстное, искреннее и яростное их отрицание. Однако Берлин не ограничился систематизацией философских взглядов Гамана – базовые принципы, теория познания, проблема языка, понятие гения – но и вынес им приговор с высоты 1993 года (на всякий случай напомню, что Гаман умер в 1788-ом). Философия Гамана, пишет Берлин, «сочетание популизма и обскурантизма», «слияние антиинтеллектуализма и самоидентификации с народными массами», которое позже вылилось в идеи фашизма и национал-социализма. Странное для философа обобщение, хотя понять Берлина можно.