Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

30 марта 2017 г. 16:12

1K

3.5 Многогранное видение

Данная книга Уилбера демонстрирует любопытный новаторский психологический подход к пониманию эффективной психотерапии. В самом начале произведения автор говорит о том, что интегральная психология многогранна и включает в себя множество "разнокалиберных" подходов. Не могу не согласиться, так как и в моем случае интегральность присутствует, и заключается она в соединении в терапии как чисто научных аспектов (нлп, гипноз и составляющие иных ветвей психологии), так и духовных (здесь элементы шаманских практик, эзотерики, религии). У автора же концепция состоит из полярно глубоких психолого-философских (от Фехнера и до Маслоу) и эзотерических (Великое Гнездо Бытия) составляющих.
Что касается способа чтения "Интегральной психологии" - автор в предисловии предлагает 2 пути: одновременное чтение основного текста и сносок либо же разделение книги на две (более простой текст для любителейй и разъясняюще-углубленный для профи) и, соответственно, их чтение подряд. Так получилось, что версия моей электронной книги не показывала пометки внизу страницы, как обычно, а перенесла их в конец - поэтому, само собой разумеется, что читать я стала по 2-му принципу. Следовательно, рецензия поделится на две так называемые главы.

1-я ГЛАВА
Часть 1.
1. Кен Уилбер начинает свою книгу с подробного рассмотрения таких понятий, как Великое Гнездо Бытия, холоны (целое, являющееся частью иных целых; именно они представляют собой смысл тут в ответе про любовь) и холархии, базовые уровни, структуры и волны, а также состояния сознания (измененное и др.)
2. Закинув удочку из терминологии, автор продолжает свой рассказ описанием потоков развития, где, как он считает, нет линейного или последовательного характера.
3. Следующим пунктом является изучение самости, но не того архетипа, которым я обычно пользуюсь (он с большой буквы), а самоидентификации собственного "Я": внутренне наблюдающее и наблюдаемое. При этом Уилбер отождествляет собственное "Я" с теми самыми линиями развития, что были рассмотрены им ранее.
4. Соблюдая логичность повествования, автор переходит уже к потоком самосознания.

Часть 2.
1. Так как эта часть книги посвящена переходу учений и изысканий от прошлого к настоящему, психолог начинает ее с четырех-секторного деления сторон жизни как человека, так и группы (что становится основным материалом дальнейших размышлений): картинка Sandriya
2. Флатландия — это вера в то, что реален лишь мир материи/энергии, который можно эмпирически исследовать с помощью органов чувств и их технических расширений (телескопы, микроскопы, фото-, кино-, аудио- и видеоаппаратура, и т. п.).
3.

Необходимо объединить непреходящие истины традиций вечной философии (а именно, Великое Гнездо Бытия) и положительные стороны современности (то есть, разграничение сфер ценностей); это означает, что каждый уровень Великой Цепи должен быть подразделен по крайней мере на четыре измерения: субъективное или интенциональное, объективное или поведенческое, межсубъектное или культурное и межобъектное или социальное — каждое из которых имеет собственные независимые критерии достоверности и в равной степени уважаемые формы истины, от науки до эстетики и морали. Это позволит взять лучшее из древней мудрости и соединить его с лучшим из современности, в то же время избегая недостатков древнего мировоззрения (отсутствия разграничений, плюрализма и контекстуализма) и оборотной стороны мировоззрения современности (его катастрофического превращения в флатландию).

Дальше...


4. Несмотря на подкованность Кена Улбера в научных именах, которая демонстрируется им очень часто (но вовремя!), психолог решил остановится на некоторых исследователях более основательно:
Джеймс Марк Болдуин - развитие сознания, по его мнению, проходит примерно через шесть качественно различных уровней или стадий (см. таблицу 11), каждая из которых иерархически разграничивает предшествующие элементы и заново объединяет их на более высоком уровне: до-логическую (сходную с сенсомоторной), квазилогическую (до-операционную и раннюю конкретно-операционную), логическую (формально-операционную), экстралогическую (зрительно-логическую) и, наконец, гиперлогическую, которую мы могли бы назвать сверхлогической или надлогической, поскольку она представляет собой сходное с сатори недвойственное осознание, которое выходит за пределы субъектно-объектного дуализма. Через эти шесть (или около того) базовых уровней сознания Болдуин прослеживал линии и стадии морального, эстетического, религиозного и научного развития, а также развития самости.
Юрген Хабермас - его общая модель имеет три уровня: первый уровень — это теория коммуникации («универсальная прагматика»), которая служит отправной точкой для описания развития субъективного (эстетического), межсубъектного (морального) и объективного (научного) сознания (Большая Тройка; это описание развития индивида образует второй уровень); третий уровень, основывающийся на первых двух — это описание социокультурной эволюции, представляющее собой реконструкцию исторического материализма, а также синтез теории систем, теории жизненного пространства, научной, эстетической и моральной областей.
Шри Ауробиндом - его общая модель состоит из трех основных систем: (1) поверхностного внешнего/переднего сознания (типично грубое состояние), включающее в себя физический, витальный и ментальный уровни сознания; (2) более глубокой психической/душевной системы, находящейся «за» передней на каждом из ее уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и самое глубокое психическое или душа; типично тонкое состояние); и (3) вертикальных восходящей/нисходящей систем, простирающиеся как над умом (высший ум, просветленный ум, интуитивный ум, над-ум, сверхум; включая каузальное/недвойственное), так и под умом (подсознание и бессознательное) и простирающиеся под сознанием (подсознание) — и все их объемлет сатчит-ананда, или чистый недвойственный Дух.
Абрахам Маслоу (как ни странно) - был эволюционистом, его идеи сыграли решающую роль в формировании Третьей (гуманистическая и экзистенциальная психология) и Четвертой (трансперсональная психология) культурных сил, и оказали огромное влияние на исследования в сфере образования, бизнеса и систем ценностей.

Часть 3.
1. Плавненько автор подошел к цели ради которой, собственно, и была написана книга - достижению (созданию) интегральной модели. Начинает же он третью часть книги с описания патологий как самости, так и самим подразделением их типов на уровни (от низшего до высокого). Конечно же здесь не обошлось и без рассмотрения терапии в таких случаях:

Верхний-Правый Сектор
(Индивидуальное, Объективное, Поведенческое)—
Физические методы
ДИЕТА — Аткинс, Идее (Eades), Орниш (Ornish); витамины, гормоны.
СТРУКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — тяжелая атлетика, аэробика, пешие прогулки, рольфинг и т. д.
Неврологические методы
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ — различные лекарственные средства (при необходимости)
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — для вызывания тета- и дельта-состояний.
Верхний-Левый Сектор
(Индивидуальное, Субъективное, Интенциональное)—
Эмоциональные практики
ДЫХАНИЕ — тай-цзи, йога, биоэнергетика, пранаяма, цигун. СЕКС — тантрическое сексуальное единение, самотрансцендентная сексуальность всего тела.
Ментальные практики
ТЕРАПИЯ — психотерапия, когнитивная терапия, работа по интеграции «тени».
ВИДЕНИЕ — сознательная философия жизни, визуализация, самоподтверждение.
Духовные практики
ПСИХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ — шаманизм, природный мистицизм, вводные тантрические практики.
ТОНКИЙ УРОВЕНЬ — божественный мистицизм, йидам, созерцательная молитва, продвинутые тантрические практики
КАУЗАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ — випассана, самоисследование, практика чистого внимания, созерцательная молитва, Свидетельствование, бесформенный мистицизм.
НЕДВОЙСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ — Дзогчен, Махамудра, шиваизм, Дзен, Мейстер Экхарт, недвойственный мистицизм и т. д.
Нижний-Правый Сектор
(Социальное, Интеробъективное)—
Системные практики — проявление ответственности перед Живой Землей (Геей) природой биосферой и геополитическими структурами всех уровней.
Институциональные практики — выполнение образовательных, политических и гражданских обязанностей по отношению к семье, городу, стране, миру.
Нижний-Левый Сектор
(Культурное, Интерсубъективное)—
Отношения — с семьей, друзьями, чувствующими существами вообще; превращение отношений в часть собственного роста личностного роста, децентрализация «Я».41
Служение обществу — добровольная работа в приютах для бездомных, хосписах, больницах и т. д.
Мораль — принятие интерсубъективного мира Блага, практика сострадания по отношению ко всем чувствующим существам.
Общая идея интегральной практики достаточно проста: Упражняйте тело, ум, душу и дух в себе, культуре и природе. (То есть, старайтесь упражнять весь спектр сознания в сферах «Я», «мы» и «оно»).

2. После предоставления таких рекомендаций, Кен Уилбер вновь переводит свое внимание на потоки развития, конкретизируя их категории: мораль, мотивация, мировоззрения, аффекты, пол, эстетика, когнитивные линии и линии самости.

Обобщение интегральной психологии состоит в том, что она включает в сферу своего рассмотрения волны, потоки и состояния, эго, душу и дух.

3. Говоря о духовности, психолог обращает свое внимание на то, с чем она связана, существует ли она у детей и с какими ветвями и аспектами эволюции можно ее связывать.
4.

Там, где современность разграничивала элементы Большой Тройки ["Я", "Мы", "оно"], пост-современность должна была объединять их, тем самым вырабатывая всеобъемлющий, интегральный и неисключающий подход. Эта объединительная программа составляет основу конструктивного постмодернизма и основу любой подлинно целостной психологии и духовности.

5. Завершает же эту "главу" Кен Уилбер рассмотрением проблемы "разум-тело" и размышлениями о том как пробудить "Дух-в-действии".

Таблицы - оценка "отлично": схематичные наброски дополняют текстуально выраженные мысли.

2-я ГЛАВА
Представляет собой примечания, состоящие из более детального и конкретного расписывания всех поднятых тем в "главе 1"; четких и более глубоких описаний концепций упомянутых в основной части авторов; оригинальных названий книг (разделов, глав и др.) и статей, информация из которых была использована Кеном Уибером в исследовательской работе.

Итог: насыщенный научно-духовный труд, прописанный детально и всесторонне/глубоко рассматривающий как подтверждающие концепции других авторов (психологов, философов и т.д.), так и опровергающие. Однако до идеала не дотянувший - не хватило синхронности - книга построена на "прыжках", а не плавных перетеканиях, между фактами научными и сферы духовности.