Больше рецензий

21 марта 2017 г. 21:18

1K

4

Вступление, или Немного о каноне

С «Интриганкой» Сидни Шелдона я познакомилась еще в среднем школьном возрасте, когда читала все, что в руки попадется, без разбора. Книга оставила неоднозначные впечатления: вроде бы захватывающе, с лихо закрученным сюжетом и весьма колоритными персонажами, но обилие жестокости и откровенной чернухи, ИМХО, портит общую картину, переборщил автор. Но, как бы то ни было, «Интриганку» я запомнила очень хорошо. Пускай продолжать знакомство с творчеством Шелдона желания так и не возникло, однако ничего не бывает просто так: с тех пор я полюбила семейные саги. Может, именно для этого книга и была нужна, чтобы активировать мой интерес к такому жанру. И вот, по прошествии стольких лет увидев незамысловатый заголовок «Интриганка 2», я не удержалась. Любопытство пересилило скептическое отношение к самой идее приквелов-сиквелов-вбоквелов, еще и сочиненных другим автором.

Вердикт

Не согласна с теми читателями, что объявляют роман Шелдона безоговорочным шедевром, а опус Тилли Бэгшоу – бульварщиной. И то, и другое – бульварная литература, не претендующая на что-то большее. Другое дело, что ремесленники, как и художники, подразделяются на более мастеровитых-даровитых и менее. Шелдон, судя по «Интриганке», ремесленник талантливый, а вот к Бэгшоу есть вопросы. Придумать интригующие завязку и финал у нее получилось, а вот раскрутить и достойно подать саму историю не хватило то ли терпения, то ли дарования. Замах получился впечатляющим, а исполнение подкачало.

Еще один существенный момент

Шелдон ведь, начав свою «Интриганку» в добротной реалистической манере, по мере приближения к финалу все больше скатывался в мелодраму. На примере Джейми МакГрегора ему удалось вполне убедительно и последовательно показать, как сначала из-за огромных трудностей, а потом под влиянием денег и власти незлобивый, восторженный, немного наивный юноша превращается в циничного, безжалостного мерзавца. Его дочь Кейт предстает уже эталонной героиней-авантюристкой из дамского любовно-криминального романа, явной авторской любимицей; внук Тони – героем-жертвой, героем-страдальцем; а правнучки Ив и Александра – это типичный попсовый тандем «мелодраматическая злодейка, порочная от рождения, «черная» без полутонов и без шанса на исправление vs белопушистая, доверчивая, добрая на грани клинического идиотизма душечка-няшечка». И все у близнецов по закону жанра мелодрамы: старшая пакостит до тех пор, покуда ее со всей возможной жестокостью не накажет сама судьба, а младшая, до поры-до времени побыв жертвой махинаций пары психопатов, в финале вознаграждается всеми материальными и нематериальными плюшками. Бэгшоу в своем продолжении подхватывает мелодраматическую ноту, что совсем не удивительно.

А теперь о второй части. Начнем с минусов

На личности главной героини Лекси даже особо останавливаться не охота. Что, у нее нет души? Верно, нет. Но не из-за того, что ее нравственно искалечили перенесенные испытания, просто она – неодушевленный конструкт, ходульный персонаж-картонка. Возьмем амбициозность и беспринципность бабушки Кейт (которая лично у меня, кстати, особого восхищения не вызывала), добавим сексуальную распущенность тетушки Ив и приправим затаенной жаждой простого бабьего счастья от матушки Александры, сгустим краски раза в три… Получившееся нечто выйдет совсем неудобоваримым, мэри сью vulgaris, которую все поголовно любят и обожают. А то самое, что всем троим предшественницам выходило боком, Лекси идет только в плюс. Автор откровенно подыгрывает героине.
Противостоит Лекси сын злодейки Ив, столь же подлый и порочный, сколь притягательный красавец-кузен Макс. Он – очередное дитя ненависти, рожденное только для того, чтобы стать орудием мщения. Из такого расклада какие угодно козыри вытянуть можно. Окажись Макс плохим человеком, трижды предателем, но действительно одаренным, незаменимым лидером-деловаром, - это было бы логично и интересно, ведь в жизни зачастую так оно и происходит. Это был бы настоящий конфликт, серьезная заявка на полноценную психологическую драму. Но… это слишком сложно для романчиков подобного уровня. Бэгшоу бы не в постель двоюродных брата и сестру укладывать, а их характеры и противостояние подробнее и достовернее прописывать.
Еще Бэгшоу предпочитает не показывать, а рассказывать, что тоже не идет книге на пользу. Действие сжато донельзя и скачет во времени совершенно немыслимым образом. Напоминает не полноценный роман, а сухонький пересказ событий многосерийного фильма. Про обилие нелогичностей и явно притянутых за уши моментов вообще промолчу.

О достоинствах

Линия Ив и Макса, их взаимоотношения при всей схематичности подачи заставили содрогнуться. По коже аж холодок прошел, и неоднократно. Настолько у них все исковеркано, нездорово, перевернуто с ног на голову и… до боли напоминает историю самой Ив и бабушки Кейт. Та ведь тоже сначала превозносила внучку, баловала ее, возлагала грандиозные надежды, строила планы. Но расчеты не оправдались, и внучка Ив оказалась без сожаления выброшенной за борт. Все-таки мне немного жаль Ив и весьма сильно – Макса. В такой обстановке, в какой родился, вырос и жил он, у кого угодно крыша съедет.
Аннабел, жена Макса. Эх, если бы этому персонажу автор соизволила уделить побольше внимания… Волевая, добрая, заботливая, любящая, здоровая и благополучная во всех отношениях, способная оказать деятельное сопротивление злу, - она прямо-таки глоток свежего воздуха, луч света в этом паноптикуме. Для Макса выхода уже не было, но я верю, что их с Аннабел сыновья вырастут нормальными людьми и у них благодаря матери все будет по-другому.
Финал – самое стоящее, что есть в «Интриганке 2». Все-таки я убеждена, что главный носитель зла – это сама компания «Крюгер Брент», а Джейми, Кейт, Ив, Лекси, Макс – скорее жалкие, порабощенные ею одержимцы. Если у Лекси есть хоть капля мозгов и все перипетии хоть чему-то ее научили (в чем я, если честно, сильно сомневаюсь), то она ни в коем случае не должна возрождать этого монстра.

Итог: хорошо, что Бэгшоу оставила финал открытым. За это даю дополнительный балл. В противном случае все было бы от и до предсказуемо.