Больше рецензий

18 марта 2017 г. 13:29

88

4

Кажется, впервые в моем читательском опыте мне встретилось произведение, аннотация на обложке которого попала НАСТОЛЬКО в точку. Аннотацией к «Черному принцу» послужила выдержка из статьи Н. Зелезинской в журнале «Вопросы литературы», которая называет роман Мердок экзистенциальным. «Однако сама писательница как будто подсказывала иной ключ, лежащий вне непосредственно романного жанра, но подходящий лучше всего к тому роману, который создавала она сама, - шекспировский».

Теперь немного о сюжете. Живет на свете не слишком удачливый писатель 58 лет от роду. Да всю свою «карьеру» он опубликовал всего несколько книг, а все потому, что он считает искусство высшей формы выражения жизни, а писателя - творцом, который ни в коем случае не может расходовать свой талант на бумагомарание бульварных книжонок, в которым нет ничего потенциально «высокого». Именно поэтому герой ждет некоего озарения, события или чувства, которое позволит сесть и сотворить нечто литературно потрясающее.
На горизонте при этом постоянно мелькает друг, тоже писатель, но куда более плодовитый - автор регулярно выходящих в печать и признанных широкой публикой произведений. Вот ГГ и мучается: вроде бы и друг, а пишет весьма и весьма посредственные вещи. Отсюда рождается своеобразная дружба-вражда, когда оба вроде искренне друг друга любят, но во взглядах на искусство совершенно не сходятся.
Кроме того, у этого самого друга есть жена (предположительно время от времени поколачиваемая благоверным). С которой у героя даже как будто закручивается легкая интрижка на фоне приезда бывшей жены (сию даму ГГ искренне считает подлой мегерой, испоганившей ему жизнь) и развода сестры (крайне болезненно ею переживаемого). Ну а раз у товарища есть жена – логично предположить и наличие ребенка. И он есть, это очаровательная дочурка 20 лет по имени Джулиан. И вот тут – тадааам! В эту самую девушку и влюбляется ГГ. И представьте себе, 48! лет возрастной разницы не мешают ей ответить на это взаимностью. Ну а дальше пересказывать не буду, каждый должен прочесть сам 

Вот описала сюжет и подумала – а что, собственно, в нем такого уж особенного? Давайте по порядку.
Роман и вправду экзистенциальный, что бы это ни значило  «Черный принц» - это словно книга, обращенная сама в себя. Звучит по-идиотски, но иначе выразить свои впечатления я, увы, не способна. Айрис Мердок так подробно и «сочно» описывает все переживания ГГ, что иногда становится как-то физически больно читать дальше. Серьезно.

Говоря словами из самой книги: «Удивительно, в литературе так часто говорят о том, что люди влюбляются, но так редко по-настоящему описано, как это происходит. Ведь это же поразительное явление, для многих - самое потрясающее событие в жизни, куда более потрясающее, чем все ужасы на свете, потому что влюбленность противоестественна». Так вот, в «Черном принце» влюбленность описана потрясающе.

«Человеческая душа стремится к познанию вечности, и только любовь и искусство, не считая некоторых религиозных переживаний, приоткрывают нам ее. … Любя, мы почти отрываемся от своего эгоистического "я". … Я сказал: почти отрываемся, потому что испорченная человеческая природа легко может загрязнить самые чистые наши помыслы. Но постижение этой истины - пусть мельком, пусть ненадолго - большой дар и имеет непреходящую ценность именно потому, что переживается нами с такой силой. О, хотя бы однажды возлюбить другого больше, чем самого себя! Почему бы этому откровению не стать рычагом, который приподнимет мир? Почему бы отрешению от самого себя не послужить точкой опоры для создания нового мира, который мы будем заселять и расширять, покуда не возлюбим его целиком больше самих себя?»

А еще Мердок очень метко пишет о браке – союзе двоих людей, в какой-то степени полном тайн и скрытом от внешнего мира. «Загадочная вещь - брак. Странный и бурный мир - мир супружества». «Разумеется, ты страдаешь, все, кто состоит в браке, страдают…»

А вот эта цитата очень напоминает философские рассуждения лорда Генри из «Портрета Дориана Грея». «Супружество, я уже говорил, - очень странная вещь. Непонятно вообще, как оно существует. По-моему, когда люди хвастают, что счастливы в браке, это самообман, если не прямая ложь. Человеческая душа не предназначена для постоянного соприкосновения с душой другого человека, из такой насильственной близости нередко родится бесконечное одиночество, терпеть которое предписано правилами игры. Ничто не может сравниться с бесплодным одиночеством двоих в одной клетке. Те, кто снаружи, еще могут, если им надо, сознательно или инстинктивно искать избавления в близости других людей. Но единство двоих не способно к внешнему общению, счастье еще, если с годами оно сохраняет способность к общению внутри себя. Или это во мне говорит голос завистливого неудачника? Я имею в виду, разумеется, обычные "счастливые браки". В тех же случаях, когда единство двоих оказывается генератором взаимной вражды, получается уже ад в чистом виде».

Странно, но говорить об этом романе получается только цитатами из него же. Что ж, может стоит последовать совету ГГ и не писать рецензию совсем, чем писать плохую?

И напоследок: «Искусство учит нас тому, как мало способен объять человеческий разум. Совсем рядом с привычным нам миром находятся иные миры, где все для нас уже незнакомо и чуждо. … Искусство - это как бы псевдопамять; и боль, сопровождающая всякое серьезное произведение, родится от сознания этой неадекватности».