Больше рецензий

Yumka

Эксперт

Чукча не писатель

28 февраля 2017 г. 23:42

497

3

Довольно поверхностная, зато легкая сказочка с намеком на антиутопию. Подростковой эту историю можно назвать лишь потому, что главным героям лет по 17. Но вот никаких подростковых проблем здесь нет и в помине, да и характеры всех персонажей всего лишь намечены в общих чертах - никакой глубины нет, поэтому и не сопереживаешь героям, какие бы ужасы вокруг них или с ними не происходили. Молодой парень убил человека? Хм, ну ладно, и че дальше? О, первая любовь, да еще трагическая. Ну, хм, ладно, дальше-то че? Ну или я уже превратилась в старого скептика, которому не понять всю эту подростковую романтику и героизм.

Вообще основной минус этой книжки - слишком поверхностно описанный мир. Страна, похожая на Францию, ну, к примеру 1940-х годов (водители на автовокзале пьют белое вино, "утешительницы" угощают своих подопечных фланами и террином, но сотовых телефонов и компьютеров еще нет и т.п.). Но только здесь помимо обычных людей живут некие люди-лошади и люди-собаки. А у власти стоит некая Фаланга, главное Зло романа. Но откуда взялись эти странные расы полулюдей в вроде бы обычной стране? Можно только догадываться. Что за Фаланга такая? Слишком абстрактное зло, здесь можно подставить любое слово - фашизм, тоталитаризм, диктатура... впрочем, почему вдруг эта такая-сякая-плохая власть, репрессировавшая тех, кто ей противостоял, не только сохранила жизнь детям репрессированных, но еще и дала им "утешительниц", пусть и всего лишь 2-3 раза в году? Информации отчаянно не хватает, ниточки не связываются, стройной схемы не выстраивается.

Что касается главных героев, то если истории Милены и Барта в данный контекст хорошо вписываются (предназначение, судьба, наследие родителей, героизм, символы революции, особый дар и прочая атрибутика подросткового романа), то Хелен и Милош на их фоне как-то меркнут. Хелен - не герой, она просто живет в это время и в этом месте, плывет по течению, и в общем-то ничего особенного и интересного с ней не происходит. Милош - мог бы стать героем, но вот его нелепая, совершенно выбивающаяся из общего контекста гибель, ставит на его героизме крест, он даже на мученика не тянет. То есть, наверное, если бы роман был написан иначе, то "маленькие люди" здесь оказались бы на своем месте. Но в том ключе, в котором он написан, Хелен и Милошу здесь не место, хотя автор и пытается выдвинуть на первое место именно Хелен. Правда в послесловии Мурлева пишет, что на написание этой книги его вдохновила история британской певицы Кэтлин Ферриер, которая выступала с концертами во время войны, так что, может, Хелен и все остальные герои - всего лишь массовка для Милены.