Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 февраля 2017 г. 00:33

3K

3

Банальный, казалось бы, сюжет в классической литературе - соблазнение неопытной девушки. Кто-то посвящал этому целые романы, кто-то проходился по касательной. Тем любопытнее, что Серену Кьеркегору удалось превратить "классику жанра" в нечто уникально звучащее и не вызывающее ощущения подражания и вторичности. А ведь на первый взгляд, так и напрашивается сравнение с "Опасными связями" - и темой, и самим форматом романа в письмах (пусть у Кьеркегора большую часть текста и занимают дневниковые записи). Есть у Тициана картина "Любовь небесная и Любовь земная" - сюжет в данном случае ни к чему, я зацепилась именно за название. Йоханнеса из "Дневника обольстителя" никак не отнесёшь к числу ангелов, его "любовь" сугубо земная, но обольщение для него - это не просто эпизод в череде знакомств и расставаний, не вульгарное затаскивание объекта обожания в постель. Это своего рода философия и эстетика в одном флаконе. Потому-то "Дневник обольстителя" - роман по-своему весьма оригинальный.

Кьеркегора принято хвалить за глубину и психологизм - так и есть, тема обольщение проработана, философия героя обоснована и подкреплена практической частью (куда там некоторым дипломным!). Вот только методика абсолютно не универсальна - герои живут и мыслят категориями середины XIX века, когда предназначение женщины сводится к тому, чтобы "быть подругой" и лишь пытаться следовать за возлюбленным в полётах его интеллекта. Замените неопытную Корделию на умную женщину хотя бы даже своего века - и от теории останется мокрое место, а коварный соблазнитель уползёт в кусты рыдать и зализывать раны. Так что интересен весь этот процесс скорее в чисто теоретическом ключе - отдельные приёмы ещё актуальны, но сама теория уже давно на свалке истории. Впрочем, следить за процессом соблазнения любопытно - благо, герой обладает и умом, и фантазией. При этом он ещё и чрезмерно эмоционален и даже экзальтирован, что лично меня весьма раздражало, но это, положим, уже дело вкуса. В остальном же Йоханнес как и его создатель - эстет до мозга костей. Ему не важно содержание или результат, бал правят форма, процесс и внимание к деталям. Беда лишь в том, что в отличие от Корделии меня ему обольстить так и не удалось.