Больше рецензий

Yumka

Эксперт

Чукча не писатель

3 февраля 2017 г. 02:45

244

4.5

Хороший писатель - это прекрасно, а когда хороший писатель еще и хороший историк - это просто сказка какая-то!

Книжками Кира Булычева про Алису я зачитывалась все детство, более того, моя первая мечта из серии "кем-я-стану-когда-вырасту" была навеяна именно им - в 1990-х годах космонавтами было быть уже не модно, но я нашла выход - мечтала стать космическим археологом. В космос я пока не летала, да и археологом в итоге не стала, но все-таки на раскопки в ходе обучения на истфаке ездила не раз... Причем тут фантаст Булычев и детские мечты? А при том, что на самом деле Кира Булычева зовут Игорь Всеволодович Можейко. И лишь совсем недавно я узнала, что он был не просто писателем-фантастом, а историком-востоковедом, опубликовавшим немало научных и научно-популярных работ, в числе которых и эта книга. И хотя, как ни странно, у "1185 года" стоит ограничение 16+ (а я бы вот, наоборот, настоятельно рекомендовала ее именно школьникам!), думаю, если бы я ее прочитала в подростковом возрасте, то быстренько из космического археолога переквалифицировалась бы в востоковеда:)

Про "1185 год" я узнала не благодаря Акунину, переиздавшему эту книгу в двух томах, а благодаря Павлу Юрьевичу Уварову, ответственному редактору второго тома всемирной истории Института всеобщей истории РАН. В одном из своих интервью по поводу этого тома он рассказал:

Идея показать синхронизацию исторического процесса. Не так сложно показать, что в одном месте было совсем иначе, чем в другом. Что культура Индии была самобытной, что культура Китая была самобытной, а уж самобытнее византийской культуры вообще трудно себе что-нибудь представить, разве что культуру японскую. Об этом без труда можно найти информацию в хороших книгах. То, что все везде было похоже и сопоставимо, про это тоже писали, хотя бы в советской «Всемирке». А вот работ, которые бы показывали, что было в Китае в то время, когда Карл Великий создавал свою империю, не так много. Что было в это время в Африке к югу от Сахары или на полуострове Юкатан, тоже, конечно, интересно, но у нас места не хватит это показать с должной полнотой. А вот то, что в это время творилось на Алтае или на Южном Урале, – это, во-первых, мы показать можем, а во-вторых, это уже влияло и на китайцев, и на франков, и они, сами не ведая того, влияли на судьбы Предуралья.

Здесь я в каком-то смысле ориентировался на книгу И.В. Можейко (Кира Булычева) «1185 год». Он взял эту дату (событие, о которых повествует «Слово о полку Игореве») и начал с Бирмы и Камбоджи, которыми он занимался профессионально как специалист по Юго-Восточной Азии; дальше пошел в Японию, Китай, Корею и через Русь до Англии. Такой хронологический стержень оказался востребованным публикой.

Меня не могло не заинтриговать, что член-корреспондент РАН ссылается на эту книгу. И я не разочаровалась: прочитала пока что только первую часть, но уже могу сказать, что книга действительно отличная. Можейко играючи знакомит читателя с событиями самых разных стран, о многих из которых читатель толком и не слыхивал никогда. Ну много ли мы знаем про Мьянму (Бирму) и Камбоджу? А слышали ли мы когда-нибудь про некогда могущественное государство Шривиджайя? Ну и, хотя мы знаем, где находятся Япония и Китай, но вряд ли слышали что-либо о борьбе японских кланов Тайра и Миномото или о китайском тиране Дигунае из северной Цзинь, собравшем самую большую и самую небоеспособную армию против южных Сун.

Булычев-Можейко умудрился пробудить во мне ту детскую восторженность перед историей, которую после пяти лет истфака я напрочь утратила (там учат относиться к истории серьезно, не до восторгов тут). Писатель описал небольшой эпизод из юности Тэмучжина из племени тайджиутов, и мне немедленно захотелось изучить всю биографию Чингисхана, хотя эта тема меня раньше никогда не интересовала. Можейко рассказал историю забытого тангутского города Хара-Хото, где была найдена одна из крупнейших сохранившихся средневековых библиотек, и я как будто заново пережила те "приключения", которые испытала, читая в первый раз Боги, гробницы, ученые и Библейские холмы (захотелось перечитать). История исмаилита Хасана ибн Саббаха, создавшего убийц-фидаев (более известных как ассасинов) вызвала желание узнать больше об исламе и его сектах. А после глав о средневековых Азербайджане и Грузии я добавила себе в виш-лист поэмы Низами Гянджеви и Шота Руставели (добавила бы и японок Нидзё и Сэй Сёнагон, если бы тех еще там не было).

В общем, это прекрасный образец научно-популярной литературы, которой советская (да и российская) наука, увы, так бедна. Вдохновляет, расширяет горизонты и подвигает на углубление в тему. Пойду читать второй том, хотя европейской частью истории меня удивить гораздо сложнее.

Комментарии


Это тоже самое что и эта книга?


Да, это ее первая половина.