Больше рецензий

10 января 2017 г. 23:49

87

4

Быков вот в "Дилетанте" сокрушается, что Твен так и остался для российского читателя детским писателем, что весь его высокий идеализм и цинизм проплывают мимо нас, что бревна по старушке Миссисипи.
Действительно, первое, что я вспоминаю при упоминании этого автора, это как я отказывалась есть кашу или суп, пока кто-нибудь не сядет рядом со мной и не расскажет в очередной раз про путешествие на плоту, покраску забора или, естественно, о потерявшихся в пещере детях. Последнее так вообще стало притчей во языцех в нашей семье. Хорошо или плохо это? Мне кажется, что как показывает практика Диснея, лучшая аудитория - это та, которую ты вырастил сам и которая будет тебе доверять по мере взросления. Главное, изначально относиться к ней серьезно и не сюсюкать. И Твен, лично для меня, стал пред-Диснеем.
Самым известным и первым произведением в серии про талантливого хулигана был, есть и будет роман "Приключения Тома Сойера". Книга знакомит нас с миром персонажа, а именно с жизнью простого городка Санкт-Петербурга в штате Миссури. Благодаря детской фантазии, любая повседневная рутина легким движением руки превращается в эмоциональную бурю. Жизнь простого мальчика описана по канонам барочной драмы, в которой стремительные взлеты и падения в сюжете держат внимание читателя до самой развязки. Здесь Твену лучше всего удается сочетание детских забот и взрослых реалий, когда страх упасть в глазах Бекки Тэтчер не уступает страху перед индейцем-маньяком.
Все в той же статье Быков называет Твена "американским Диккенсом", утверждая, что именно его пером и была создана та Америка, которую мы знаем. Похоже на правду, ибо картина, которую писатель создает перед нами, максимально пестра, аки у нашего Островского. И если в "Приключениях Тома Сойера" представлена жизнь внутри лишь одного одного города, то далее автор расширяет наши географические познания.
В "Приключениях Гекльберри Финна" Твен, как уже понятно из названия, меняет главного героя и наделяет его ролью повествователя. Том Сойер остается где-то в Санкт-Петербурге, там он прогуливается с дочерью судьи, а вот у мальчика, который тоже был важен в предыдущей книге, но обладающий менее определенным социальным статусом, сталкивается с новыми проблемами. Прежде всего, с собственным отцом. Гекльберри, конечно, персонаж более выгодный, чем Том: его интереснее развивать, он намного противоречивее умного мальчика из благополучной семьи, в нем есть конфликт, ну в самом-то деле. Разрываясь между жизнью со вдовой в царстве правил и экстремальным существованием с биологическим отцом, Гекльберри в итоге сбегает от всего этого куда подальше, случайно столкнувшись с беглым негром Джимом. Вместе на максимально приспособленном к речным условиям плоту они будут путешествовать вплоть до тетушки Салли, наблюдая реалии американской жизни того времени (от гипертеатральных разбойников и родовых войн до частных деталей малых деревень). В конце путешествия появится Том Сойер, главный сюжетный узел будет удачно развязан, и персонажи на пароходе вернутся в отправную точку А. "Больше писать не о чем".
На этом можно было бы серию и закончить, и я бы смело поставила пятерку. Но Твен еще три раза будет возвращаться к истории приключений двух мальчишек и бедного негра. С разным временным интервалом будут написаны "Том Сойер за границей", "Том Сойер - сыщик" и неоконченный "Заговор Тома Сойера". Больше всего это напоминает, опять же, диснеевскую традицию после двух полнометражных мультфильмов запустить мультсериал, в котором полюбившихся публике персонажей будут помещать в типовые сюжеты. Герои, естественно, не развиваются, их взаимоотношения тоже - все затипизировано до зубов. То же и здесь: расследуют ли мальчики тайну бриллиантов в сапогах, путешествуют ли с Джимом на воздушном шаре над Египтом, меняются лишь предлагаемые обстоятельства, которые не так уж, если честно, вяжутся с написанным ранее.
Правда, недописанный "Заговор" оставил неоднозначное впечатление. С одной стороны, события развиваются по прежнему сценарию: идеи Тома + смотрящие ему в рот Гекльберри и Джим = конфликтная ситуация. Но с другой стороны, последствия проделок намного серьезнее, чем прежде, ситуация в обществе и шутки про гражданскую войну не так уж забавны. Детская игра в заговор аболиционистов оборачивается реальной социальной катастрофой, грозящей всем троим далеко не подзатыльником от тети Полли (особенно Джиму). При этом с самого начала в романе много неточностей, вроде воскресшей из мертвых мисс Уотсон, но сложно что-то предъявить незаконченному произведению. Уверена, что это была бы совсем выбивающаяся из серии вещь, будь она дописана.

Спасибо серии "Все о" за то, что познакомила с другими произведениями о приключениях Тома.
Спасибо Долгой прогулке за задание. Команда "Анонимные тюлени".