Больше рецензий

mega_hedgehog

Эксперт

Эксперт высказывания непопулярных мнений

4 января 2017 г. 20:26

327

3

Осторожно! Рецензия содержит большое количество спойлеров!

Надо признать, что третья книга получилась лучше первой и второй. Видно, что авторы набили руки, сюжет начал наконец-то завязываться. Я понимаю, что с точки зрения редакторов и издателей разделение первой книги на "Ярилину рукопись" и "Зеленые святки" имело смысл, но с точки зрения читателя скажу, что по отдельности они получились слишком куцыми, непродуманными: "Ярилина рукопись" - бессюжетный путеводитель по миру, который и узнавать-то особенно не хочется, в "Зеленых святках" некоторые сюжетные ходы (хотя, почему же некоторые? все!) выглядят притянутыми за уши и высосанными из пальцами как раз из-за того, что в "Ярилиной рукописи" сюжета как такового нет. В "Драконьей волыни" все гораздо лучше: тут сюжет, наконец-то, живет и развивается, отношения героев не складываются шаблонно, не стоят на месте, а меняются с самими героями.
Конкретнее о хорошем:
• опять-таки, сюжет. Да, некоторые ружья стреляют невпопад, но наконец-то стреляют! Да, некоторые ходы - например, родство Полины и Милонеги, то бишь Волан-де-Морта местного славянского пошива, - очень банальные и предсказуемые, но авторы явно не собираются останавливаться на этом, а стараются развивать сюжет, и в конце книги у меня - наконец-то, впервые за все эти три части! - возникает желание узнать, что же будет дальше? Как же проклятье Полины, какую роль в сюжете сыграют превращения Севы?
• взаимоотношения между героями. Опять-таки, не все, любовные линии так и остались невнятными и ненужными, но дружеские взаимоотношения шагнули вперед! Тут и дружба с Анисьей, довольно неприятной в начале особой, но на деле ярким персонажем. Надо сказать, что Анисья и Митя вообще мои любимые герои: они прекрасно прописаны, в них веришь и к ним хочешь возвращаться - в тот самый мир старинной родовой магии, когда легенды окружают тебя с детства и волшебству учишься прежде, чем чтению) В этой части также развиваются отношения Севы и Полины. Ясно-понятно, что авторы очень толсто намекают на их неоднозначные чувства и на то, что герои в конце концов должны быть вместе (ах, Сева не пригласил меня на танец! ах, Сева пригласил меня на танец!), но чувства Севы, когда он понимает, что Лиса - та самая Лиса, которая обещала, что за всю свою жизнь возьмет всего одного неофита! - возьмет не его, одного из самых талантливых воздушных колдунов, того, кто всегда на нее равнялся и собирался стать именно ее неофитом, а какую-то водную колдунью, у которой даже стихия другая... чувства Севы прописаны очень хорошо.
• колдовской антураж. Наконец-то он заключается не только в пространных описаниях, как замечательно героини пьют травяной чаек (это здесь тоже встречается, но в меньших количествах), а в занятиях, заклинаниях. Полине, "воссоединяющейся", скажем так, с водой, когда она возвращается из Франции, веришь. Маргарите, которая с новым наставником отправляется ночью в лес, веришь. Их связи с природой, с той магией, которая содержится в них.
А теперь перейдем к плохому:
○ выше я уже отдала должное некоторым сюжетным ходам, но, увы, не все они так уж хороши. Очень банальный поворот с упомянутым выше родством Полины и Милонеги, который в будущем, может быть, должен раскрыть, как тяжело девочке-подростку бороться с темнотой внутри себя, а, может быть, как тяжело девочке-подростку быть одновременно и Единственной И Самой Крутой Колдуньей Воды, и родственницей Милонеги.
○ количество любовных линий на квадратный метр! Понимаете, это хорошо, что авторы, которые пишут подростковую литературу, напрямую обращаются к подросткам. Не просто рассказывают и показывают устройство своего книжного мира, а показывают отношения, которые завязываются у молодых людей. Это хорошо, что авторы хотят научить подростков, как же себя нужно в этих отношениях вести. Но количество любовных линий в этой книге превышает норму! Роулинг шла к Рон/Гермиона семь книг, семь долгих книг, и все это время их отношения развивались от нелюбви до дружбы, от ревности до настоящих чувств, проверенных временем, в прямом смысле закаленных в битвах. Роулинг не разбрасывалась "ах, как он на нее посмотрел!!!" на каждой странице. А уж постоянные описания предметов любви!.. Тут и у Севы очередные жертвы, и Стефани на него старательно вешается, и Полина засматривается каждый второй раз.

Разве могли эти хищные черные глаза показаться привлекательней огромных голубых глаз Светослава, а кожа, сплошь усыпанная темными веснушками, быть лучше белой кожи Светослава?

И стопицот гаданий на суженого тут, конечно же, присутствуют. Да, они занимают важную часть славянской культуры, но - серьезно, это настолько необходимо в подростковой книге о магии? Каждая из героинь в этой части обзаводится своими ухажерами: тут и Тихон восхищенно заглядывается на Анисью, и Полина целуется со Светославом, и влюбленный в Маргариту Фадей, и Слава, в которого влюблена уже сама Маргарита... уф! Занимательно, что ни один мужской персонаж, кроме Мити и Севы, так и не раскрывается. Равно как и Стефани, исполняющая роль Флер Делакур, хотя, казалось бы, это такой интересный персонаж!
○ матчасть. Большую часть своих претензий на эту тему я уже высказала в предыдущих рецензиях, и в этой не вижу смысла повторяться, но минусом это быть не перестает. Да, я знакома с интервью авторов, где они утверждают, что брали матчасть из славянской мифологии очень выборочно, что и понятно. Но одно делов ведь выборочно заимствовать черты мифологии, а другое - смешивать воедино пегасов, Горынычей, Александров Македоновых и Илью Пророка.

Подводя итоги. Этот мир расширяется - мы уже знакомы не только со светлым Росеником, но и с темными магами, и со Странниками, - развивается, живет, и это хорошо! Я читала книги не подряд, но эволюция авторского слога, построения сюжета, взаимоотношений героев (пускай и не во всем) все же прослеживается. Я считаю, что первые книги нельзя ни в коем случае оправдывать тем, что ОООООЙ НУ АВТОРЫ ВЕДЬ ТАКИЕ ЮНЫЕ НЕОПЫТНЫЕ ЭТО ИХ ПЕРВАЯ РАБОТА. Достаете свою рукопись из стола - так будьте добры достойно принимать критику, потому что критика направлена не на то, чтобы как-то ущемить, а на то, чтобы обозначить слабые стороны и направление, в котором произведения должны развиваться. Первые части серии должны захватывать, чтобы читатели продолжали читать не из-под палки, не из-за обещания, что дальше все будет лучше, дальше-то авторы прокачали скилл писательства! А потому, что им действительно интересно, потому, что первая часть хороша и оставляет после себя желание просить добавки. С этим авторы не справились, но эволюция каждой новой книги позволяет надеяться, что и последующие будут уже не просто неплохи, а отличны! (: