Больше рецензий

11 декабря 2016 г. 18:17

108

5

Когда читала, особенно поначалу, меня не покидало ощущение, что «Сагу о Форсайтах» написал сверхчеловек, полубог, небожитель.

И это при том, что я не сразу смогла полюбить эту книгу. Кстати, оттого-то эмоции при чтении Голсуорси так напоминали мне эмоции от чтения «Отверженных» Гюго — когда автор написал уже на среднюю книгу, а по сюжету все только завертелось, а ты едва-едва влился и более-менее разобрался что к чему.

Форсайты — это огромное, несуразное и страшное семейство — были для меня своеобразной загадкой. Голсуорси сразу задал им определенную характеристику, емкую, полную и, на самом деле, довольно однозначную, но мне виделось некоторое противоречие между эпитетами, относящимися к Форсайтам, и сюжетной реальностью.

Итак, что же такое Форсайт?

По моему глубокому убеждению, Форсайт — такой, каким требует от него быть эпоха — может быть только мужчиной. Более того, из всех мужчин Форсайтов (а их настолько немало, что уж сходу всех и не упомнить) настоящим, подлинным, эталонным Форсайтом, на мой взгляд, является Сомс.

Ну, так, если навскидку — Джолион-старший, условно говоря, перерос в себе Форсайта к концу жизни, Джемс, пожалуй, слишком добросердечен, чтобы с чистым сердцем называться Форсайтом без всяких оговорок, Суизин и Тимоти слишком нелепы, а о Николасе и Роджере мы мало что знаем. Джолион-младший уж чересчур явная белая ворона.

А Сомс...Первая повесть саги называется «Собственник», но насколько это название удачно и хлестко при всей его лаконичности, я смогла оценить лишь по повести «В петле». Честно скажу, при прочтении я плевалась с Сомса, меня колотила почти настоящая ненависть к нему, и вызывал он у меня какую-то гадливость. Теперь, спустя почти месяц, мне его практически жалко.

Ну правда жалко. Сомс, в принципе, нормальный мужик. Родителей, вон, любит, да и вообще, надежный, ответственный, не человек, а кремень! И очень, очень жаль смотреть на то, как он сам возвел вокруг себя эмоциональную стену и бьется в нее, убивается практически насмерть, но не может (не хочет, не думает, не считает нужным) ее сокрушить. Он катастрофически не умеет чувствовать, не умеет строить отношения, не умеет в людей, как угодно сейчас говорить. Я допускаю, что он любил Ирэн, но Сомс пытался ее купить, как покупают лошадь, вазу, дом. Более того, вторую жену он купил еще более безобразно, чем Ирэн. А в итоге — удивление, отчего у него нет ни удовлетворения от жизни, ни крепкой семьи, ничего. Даже дочь, которую он вроде как сумел полюбить, Сомс расценивает как собственность, даже хуже — как ценный товар. Ценный только тогда, когда есть возможность его выгодно сбыть с рук. А самое ужасное, что в викторианской парадигме жизни, глубоко порочной и двуличной, и форсайтовской парадигме, которая не может существовать без викторианства, Сомс категорически прав!

И все равно в этой истории я лучше понимаю и больше склонна поддерживать Ирэн. (Отдельно я восхищена умением Голсуорси сделать из, в общем-то, бытовой и банальной истории красивую драму). Я повеселилась, читая некоторые мнения об Ирэн на разных сайтах, в том числе и здесь. Когда богатые родители не любят своего ребенка, не хотят вникать в его мир и предпочитают откупаться от него, то никто не удивляется тому, что ребенок в дальнейшем знать их не хочет. А тут, когда богатый муж пытается подкупить жену, она вдруг оказывается обязана все понять, принять, осознать и броситься мужу в ноги, воспылав и любовью, и страстью. Чот мда... Да, пожалуй, Ирэн не стоило выходить за Сомса замуж, но он взял ее измором, воспользовавшись тем, что у Ирэн не было защиты в лице родителя или искренне заботящегося опекуна. Да и нам всем стоит помнить, что отказаться выходить замуж было точно так же нельзя, как и сказать «нет» у алтаря. В любом случае, даже если я не увидела в Ирэн что-то ужасное, а оно там было, то вряд ли оно могло бы затмить то преследование, которому подверг Сомс Ирэн. Это так подло, так мелочно, так ужасно и страшно! Возможно, я так сочувствую Ирэн, потому что сама была в подобной ситуации и знаю, как это тяжело (хотя, к счастью, обошлось без преследований). И то, как устроилась ее судьба с Джолионом-младшим, меня очень порадовало. Я считаю, что она не «снисходительно позволяла Джолиону любить себя», а правда была счастлива в таких отношениях. То, что она потрясающе красива, не обязывает Ирэн быть темпераментной и страстной, причем всегда, а в основу их с Джолионом отношений положено взаимное уважение — то, чего Ирэн не хватало всю жизнь.

Так вот, Форсайты...

Вообще Форсайты — как вино. С возрастом становятся только лучше. Старики-Форсайты обворожительны. Держатся с достоинством, мудры в суждениях, до мозга костей пропитались идеями собственности, но уже могут отходить от них и даже взирать на них свысока.

Форсайтам совсем не к лицу героические поступки, романтические порывы, показушные страсти. Жизнь за это бьет их больнее, чем других людей. Господи, умереть в 20 лет от дезинтерии, даже не дождавшись первой атаки! Как глупо и нелепо. Еще более бессмысленная смерть, чем у Пети Ростова, которого в свое время мне было до слез жалко.

А вот «Сдается внаем» мне понравилась меньше. Всегда немного грустно, когда герои, к которым успел прикипеть душой (боже да, даже к Сомсу), стареют и отходят на второй план (а то и вовсе уходят в мир). Сразу возникает ощущение, что меня где-то обманули, чего-то недодали, чем-то обделили. К тому же мне не нравится молодое поколение Форсайтов. Джолион-младший-младший-младший очень уж мягок, Флер — я не вижу ее сильной, независимой, самодостаточной и блаблабла, скорее упрямой, взбалмошной, бестактной и безапеляционной, к тому же не самой умной. Старшие Форсайты непомерно раздули эту глупую историю в стиле Ромео и Джульетты, и вместо юношеского баловства (они друг у друга первые и уж конечно они будут лучше всех и изменят мир!), которое, ИМХО, вскоре надоело бы им обоим (Флер — так точно), вышла некрасивая история, навсегда легшая грузом на их плечи. Это был тот самый эгоизм, самое настоящее проявления собственничества — ревности к своим собственным страданиям...

Но отдельные персонажи в этой части все равно слабее, чем общий фон. Людям свойственно превозносить прошлое, ведь раньше-то на земле был золотой век, не иначе. Эта растерянность ощущается в тексте. Все меняется, да еще и как! Ужас. Вот раньше были Форсайты так Форсайты, исполины, титаны, великаны духа! А теперь вот измельчали...

И за этой упаднической ноткой вдруг видишь, что Форсайты, видоизменившись, все равно остались верны своему духу. Они приспособятся в новом мире. Они его заполонят и поработят.

В начале чтения кажется, что Форсайты — это некие высшие силы. А потом понимаешь, что это — самые обычные люди, со своими тараканами, радостями и печалями, успехами и драмами. Люди — олицетворение эпохи, и поэтому ужасные, ужасные!..

Марьяна, солнце, спасибо за совет во флешмобе 2016!