Больше рецензий

10 декабря 2016 г. 21:31

468

5

Первая книга серии, в которой Трёх Сосен нет совсем. Ну, упоминание в разговорах не берём - но в действии нет. И героев оттуда тоже нет. В "Каменном убийце" были герои из Трёх Сосен, в "Хороните своих мертвецов" расследование по крайней мере частично велось в Трёх Соснах. В этой книге деревни нет совсем.

Это, пожалуй, к лучшему. Удивительная способность жителей деревни приканчивать друг друга стала утомлять. Не говоря уже о том, что страшно всякий раз представлять, что очередной житель деревни - а ведь они все такие милые! - может стать убийцей.

Здесь всё иначе. Маленький монастырь в глухом канадском лесу. Никому не известное место, полная изолированность от мира. Двадцать четыре монаха, и один из них жертва, один - убийца. Кто же?

К сожалению, интрига меркнет перед другой проблемой, огромной бедой, которая давно зрела, но всё никак не могла сразить Гамаша и его команду. И вот беда подошла совсем близко. Финал очень непростой. А я так надеялась, что всё будет хорошо...

Перевод по-прежнему очень плох. "Арман Гамаш был корпулентным, но не толстым мужчиной", - ну куда это годится?! Страшно, что в этом переводе теряется поэзия, теряется возвышенность. В каждой книге Луиза Пенни говорит с читателями о боге, о вере. В "Этой прекрасной тайне" бог раскрывается через музыку, григорианские хоралы. Луиза Пенни немало поработала над источниками и вложила много души в свою книгу. Убогий, местами близкий к машинному перевод рушит эту работу.

Очень важная в книге тема "убийства во благо". Как и всегда, столкнувшись с преступлением, каждый человек - а раскрывающий его инспектор в особенности - может задуматься о чём-то своём, извлечь какой-то урок. Здесь, в этой книге инспектор Гамаш очень близко подошёл к черте, установленной вопросом: "А может ли убийство быть благом?". В самом деле, есть ли случаи, когда убийство оправдано? Иногда эта черта исчезает под влиянием обстоятельств. На заброшенной фабрике Гамаш стрелял на поражение - и не мучился совестью. И каждый на его месте сделал бы тоже. Это была война - а на войне иначе быть не может. Но можно ли оправдать убийство, например, для предотвращения преступления - если преступление ещё не совершено и прямо сейчас оно формально даже не начато?

Арман Гамаш имел поистине удобную возможность. Сделай он выбор - и прекратилась бы целая череда ужасных событий. Преступление уже существовало, уже по сути началось убийство - но не явное, а опосредованное. Никто не умирает сразу, мы все умираем постепенно - иди кто-то убивает нас постепенно. Можно ли считать покушением на убийство сознательное разрушение личности другого человека? Можно ли оправдать убийство такого разрушителя?

Ответ на этот вопрос есть, но как же он мучителен. И я с одной стороны хочу поскорее прочитать следующую часть - а затем и ещё три, которые Луиза Пенни уже написала, хотя на русский их ещё не перевели даже так плохо, как эти - а с другой очень боюсь. Боюсь, что беда не только не отступит, но станет выше, застит собой всё вокруг.

Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная".
Класс 7 "В", факультатив "Логика".