Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

4 декабря 2016 г. 13:32

719

3.5

Гедда. Ах, асессор, какой свободой повеяло от этого поступка Эйлерта Левборга!
Бракк. Свободой, фру Геда? Да, он-то теперь, конечно, освободился.


На первый взгляд «Гедда Габлер» представляется не такой остроумной и протестной, как другие пьесы Ибсена, которые я читал. Здесь точно бы и нет протеста, нет показного несчастья, нет «срывания покровов», как в «Дикой утке» или «Враге народа». Но это только на первый взгляд, но если пройти поглубже, то можно увидеть и что-то другое, чисто ибсеновское.

Гедда Габлер, чьим именем названа данная пьеса, предстает на страницах драмы противоречивой и неординарной героиней. Некоторые увидят в ней одну лишь глупость и пошлость. Возможно, отсутствие жизненного стимула или абсолютно женскую неполноценность. Да, в отзыве на пьесу достаточно места можно было бы уделить роли женщины в обществе того времени. Условия, при которых женщина являлась лишь придатком к жизни почтенных господ-мужчин. Существом, чья судьба связана с семейным бытом, рождением детей и прочими объективными, материальными вещами. Но, как мне видится, данной теме Ибсен отчасти посвятил иные произведения – «Кукольный дом» и «Привидения», а здесь он изобразил кое-что другое. В «Гедде Габлер» особое место уделяется не ситуации, человеческим иллюзиям, общественным предрассудкам и другим абстрактным вещам, а такому типу личности, который представляет собой главная героиня.

Да, Гедда Габлер некоторым читателям видится бестолковый, ленивой, грубой, легкомысленной. Во многом данные читатели, может быть, будет правы. Я же увидел другое. Я увидел тип женщины ищущей, не готовой довольствоваться простым и обыденным. Женщина, которая не видит себя в ординарных вещах – семье, детях, доме. Она желает другого – красоты, изящества, чего-то захватывающего дух. Красоты и изящества не в вещах и роскоши, а Поступках, ситуациях, чувствах. Однако она скована частично своим же положением в обществе, частично своими низменными действиями. Она мыслит по-новому, по-другому, но не может найти выход своего существа, своего «склада» в мир и поэтому зацикливается на поиске «красоты». Ей нет интереса до ничего, ей нет охоты заниматься чем-то, что представляет ей на выбор мир. Поэтому она хочет найти «красоту» в чём-то – в самоубийстве любимого, в дикой пьянке. Это всё в итоге её только больше разочаровывает, и она заканчивает так, как заканчивает.

Натура Гедды Габлер – это загнивший в душе протест. Она не хочет и не хотела жить так, как живёт. Она пытается обустроить свою жизнь «поудобней» в несчастье. Душевное несчастье же это никак не отменяет, а лишь обостряет в условиях отсутствия материальных потрясений. Она видит великое чудо в том, чтобы «было изящно». Она готова посылать своего возлюбленного на смерть, рушить жизнь робкой девушки, причинять людям великую боль, чтобы утолить свои душевные потребности в «красоте». Вся гниль в душе этой девушки от страшной скуки и, как бы это парадоксально не звучало, от высших устремлений к красивому, к свободе.

Другие же персонажи пьесы являются лишь декорацией к личности Гедды Габлер. Они малоинтересны. Супруг Гедды Габлер, её возлюбленный, претендующий на её внимание Бракк… Все мужские персонажи вертятся вокруг этой эксцентричной и своенравной женщины. Она пользуется ими по своему усмотрению, используя для своих нужд, что выставляет их в неприглядном свете. Сочувствовать им не появляется никакого желания. Сама же Гедда Габлер – глубоко несчастная женщина, которая нашла бы себя на баррикадах или в каком-нибудь изысканном обществе модных поэтов или беллетристов, а не в обществе ординарных научных деятелей или провинциальных горожан.

Это, конечно, не лучшая работа Ибсена. Она уступает почти всем прочитанным мной у него пьесам. Но образ и сила изображения личности Гедды Габлер потрясает.