Больше рецензий

29 октября 2016 г. 14:35

5K

5 «Содружество с эмоциями раскрывает нас для самих себя и позволяет нам открыть содержащиеся в них разум и отзывчивость» (Д. Уэлвуд)

картинка Ludmila888

Красной нитью через всю книгу проходит тема расширения ограниченного кругозора и устранения препятствий на пути к эмоциональной уравновешенности и состраданию. Как считает Пол Экман, эмоции накрепко встроены в нашу психику и избавиться от них невозможно, но мы можем стать более проницательными в нашем понимании эмоций. К сожалению, зачастую мы не осознаём свои эмоции. Однако в наших силах развить в себе эмоциональную осведомлённость, то есть научиться своевременному осознанию момента возникновения эмоций, чтобы постараться направить их не в негативное, а в позитивное русло. Ведь любая эмоция может быть выражена либо конструктивно, либо деструктивно. И для возможности выбора способа проявления эмоции мы должны быть осведомлены о появлении её импульса. В таком случае мы сможем корректировать интенсивность и форму нашей эмоциональной реакции. Эмоциональная осведомлённость сама по себе создаёт разделение между нами и эмоцией, что немедленно ослабляет эмоцию (мысль гасит чувство). Самонаблюдение и участие сознания в демонстрации эмоции имеет ключевое значение для того, чтобы эмоция была конструктивной. Человек сам выбирает, какие качества в себе развивать. Поэтому может развиваться как жестокость, так и сострадание. Если проявленная эмоция способствует сотрудничеству (то есть приносит пользу и тому, кто её испытывает, и тому, на кого она направлена), то такая эмоция конструктивна.

Пол Экман и Далай-лама единодушно сходятся во мнении, что обучение медитации может улучшить эмоциональную жизнь. Люди, занимающиеся медитацией, обретают такую силу концентрации внимания, которая помогает им лучше осознавать и запоминать свои переживания текущего момента, фокусировать часть своего Я на наблюдении за собственными эмоциями, действиями и на понимании их. Однако у некоторых людей медитативная практика внимательности, наоборот, может даже усилить оторванность от чувств. Ведь чем более мощной является техника, тем более опасной она может оказаться при злоупотреблении ею, препятствуя подлинной перемене. Духовная реализация не освобождает человека от необходимости постоянно исследовать собственное психологическое устройство. Кроме того, в процессе переноса на Запад восточные традиции лишаются своего изначального культурного контекста и не всегда учитывают психологические особенности культуры, в которую они попадают. Так как учения Востока рассчитаны на человека, уже обладающего здоровой структурой личности, то в качестве первого шага лучше избрать психотерапию, которая помогает людям понять себя достаточно прагматическим образом. Попытка же переступить через эту ступень развития может оказаться равносильной призыву несчастья, так как непроработанные психологические проблемы искажают духовный рост. Поэтому медитация не является адекватной заменой надлежащему психологическому или психиатрическому лечению, но она может стать важным его дополнением. Психотерапия и медитация разными способами могут помочь преодолеть склонность оказываться захваченными эмоциями. Но практика медитации могла бы повести человека далее того уровня, на котором его оставляет психотерапия. Методы медитации предоставляют нам способ изучения мышления и эмоций и развития сострадания. Медитация даёт возможность проникнуть в более обширное осознание, откуда обычная эмоциональная спутанность видится в иной перспективе – как облака на небе, а не как само небо. Эмоциональный водоворот начинает казаться маленькой драмой на фоне расширенного чувства бытия. В свете более широкого взгляда на жизнь (рождённого в доброте, а не в гневе) негативные эмоции теряют свою силу и способность поглощать человека. И смятение эмоций может преобразиться в мудрость, видящую вещи такими, каковы они есть.

Огромную роль в достижении душевного спокойствия, по мнению авторов книги, играет и сила прощения. Прощение – это противоядие от любых негативных чувств в нас самих. Оно предназначено не для того человека, которого мы прощаем, а ориентировано на улучшение нашей психической жизни. Прощение избавляет нас от фиксации на травмирующей ситуации и освобождает от роли жертвы. Это – дар самому себе. Чтобы научиться прощать, очень важно проводить различие между человеком и его действием. Мы должны выступать против плохого поступка, но не против личности человека, совершившего этот поступок. Если гнев направлен на поступок, а не на месть и причинение вреда тому, кто этот поступок совершает, то тогда гнев становится конструктивным. То есть необходимо принимать меры для остановки разрушительного действия и в то же время сохранять сострадание к самому действующему лицу, мы должны стараться сочетать гнев с состраданием. Сострадание же и милосердие вырабатывается не спонтанно, а посредством обучения и объяснения. Природа даёт нам лишь стартовый импульс в виде сострадания, сосредоточенного в пределах нашей семьи. Если же мы хотим направлять сострадание на всех людей, мы должны развивать, воспитывать и культивировать его в себе. Вероятно, нам необходимо понимать, что под слоями ненависти, злобы, негодования и других движущих сил деструктивных действий человека, как правило, скрываются искажённое восприятие реальности, узость мышления, внутренняя пустота, психологическое неблагополучие личности и, как следствие, несчастная жизнь, наполненная страданиями. Осознание этого факта способствует возникновению сострадания даже к преступнику.

Так как природа человека состоит и из хорошего, и из плохого, то вместо неприятия негативной стороны человеческой натуры мы должны принять её как часть нас самих, признавая не только на словах, но и в своих искренних чувствах недостатки и несовершенства людей в целом и свои в частности. Вследствие взаимозависимой природы нашей жизни любая попытка причинения вреда другому человеку всегда будет иметь плохие последствия для нас самих. Как утверждает Далай-лама, цель состоит в выработке такого видения мира, в соответствии с которым мы будем полностью осознавать взаимозависимость природы нашего благополучия и природы благополучия других людей и взаимозависимость наших интересов с интересами окружающих.

Комментарии


Мне понравилось выражение "эмоциональная осведомленность". Думаю, это - западный синоним восточному искусству воина трансформировать энергетики чувства в конструктивное действие. Которое, возможно, может проявиться и в не-действии; искусство владения собой.

Конечно, сразу же возникает вопрос о практической стороне и психологических последствиях того, что можно, наверное, назвать западным словом "сублимация", но так или иначе речь всё равно идет об одном виде действия - трансформации.

Да, как и в любом учении и его, учения, научению, самое сложное - практическое исполнение прочитанного и познанного. Осведомленность о психологии среди сегодняшнего населения - огромная, но каков результат в конкретных цифрах? И в первую очередь - на Западе. Получаются, что силы, скорее всего внешние, даже для осведомленного человека - более могущественные, нежели силы внутреннего сбалансированного психологического и душевного здоровья. Поэтому, осознавая колоссальные нагрузки, одолевающие современного человека, - основа для такого диалога Востока и Запада - эта книга.

Как я понимаю, медитирование - один из основных инструментальных вариантов к дополнению чувственной, эмоциональной стороне личности самосознания и самоосознания. Иными словами, осознанная эмоция - ограненный алмаз, ставший бриллиантом. Видимо, за счет фокусировки в процессе медитирования на главном (поступке) или главной (мысли). Концентрация - основа синтетической природы человеческой культуры.

А вот самая сильная, точнее, самая важная для меня часть Вашей рецензии - прощение. Самая важная. Понятно - по личным причинам. Как простить обидевших тебя, обидевших несправедливо? Во многом изменивших течение жизни? Как? Замечательное место о необходимости избавления от "комплекса жертвы", замечательное. Разделение действия и человека, его совершившего - отличная мысль. Я интуитивно понимал эту разницу и раньше, были поводы в профессиональной мой деятельности, но сейчас эта мысль прозвучала очень четко. Но избавиться, простив - да, разумом понимаешь, душевно - тяжело.

Сколько-то лет назад я случайно открыл для себя одну из важнейших постулатов, смыслов молитвы в православии, в христианстве: молясь о другом, прося за другого, ты-то, на самом деле, очищаешься сам, не ведая того, молясь за другого, просишь и отмаливаешь прощения за себя. Эта мысль меня поразила, как всегда всё гениальное просто. Там ещё было такое место, в этой книге, разъяснявшей значение прошения за другого, что с момента смерти и до Страшного суда есть, пусть маленькая, но возможность поправить участь умершего, прося за него у Господа. Поразительно!

Сейчас вчитался в строчки, знаете, не в качестве самооправдания, но ради истины, всё таки, то, что я именовал "месть" - не против человека, но его действий; никогда не писал о его семейных или других личных качествах и делах, только по существу его поступков и действий (как профессионал я понимал их именно как профессионал). Хорошо, что Вы напомнили мне о "комплексе жертвы", очень хорошо!

Что же касается природы человека, состоящей из "хорошего" и "плохого"... да, с точки зрения этики, я соглашусь, есть и хорошее, уже без кавычек, и плохое. Что же касается сути вещей, грубо - из чего они "состоят"... здесь, думаю, всё сложнее, значительно сложнее. И тема совсем другой книги. Видимо.


Людмила, вот бы никогда не подумала, что в этой книге ( просто избегаю всего, что связано с восточной мудростью)) будут такие ценные мысли созвучные моим мыслям.)
Что я для себя в своей жизни уяснила раз и навсегда - прощение для меня это необходимость. Прощаю ради самой себя, а не для пользы тех, кто причинил зло. (они могут вообще жить припеваючи и без малейшего угрызения совести) Почему? Непрощением я не причиняю боль тому человеку, который меня обидел, я причиняю боль только себе. Цена прощения мала в сравнении с ценой непрощения. Таить в себе непрощение - это только отравлять собственную жизнь. Зачем мне эта отрава?! Разлагать себя, да ещё и других заражать?)
Конечно, многие считают, что прощение для глупых и слабохарактерных. И, конечно, я понимаю, что многими движет сильное естественное желание увидеть возмездие обидчику. А ещё я заметила, некоторые на людях делают вид, что "выше этого", тогда как в душе мучаются от постоянной, невыносимой боли.
Сидеть и ждать извинения и справедливости - это значит отдать другим власть и контроль над собой. "Я хочу справедливости"... Но как бы ни было замечательно получить то, чего хотим и по праву заслуживаем, все же перевес не на нашей стороне. Скорее всего, обидевший нас человек никогда не извинится и справедливость никогда не восстановится. И что ждать, пока это произойдёт??? Ну а если даже когда-то и получим извинение или справедливую компенсацию, прекрасно, но главное, что мы уже простили.
Не стоит цепляться за яд из прошлого, даже если кто-то и поступил с нами крайне несправедливо.
И как бы в продолжение темы о гневе)
Думаю, гневаться нам людям "разрешается") , когда на то есть веские причины, главное, чтоб наше возмущение не было мстительным или разрушительным.
Когда в "гневливом" состоянии - так важно понимать, когда следует отпустить свой гнев. Если хранить в себе гнев, нежелание прощать точно обеспечено, что в свою очередь усиливает гневную реакцию, все же, как я понимаю, гнев в своей самой чистой форме является временным недовольством. Даже в словаре гнев определяется как чувство обычно скоротечное, быстро проходящее, краткое.))
Поэтому гнев и время тесно связаны между собой, чем дольше тянуть с негативными эмоциями, тем более глубоко они укореняются. И тогда в душе появляется горечь, яд, который отравляет....
Эмоциональная осведомленность - для меня это понимание того, что эмоции - это отклики. Они откликаются только на то, о чем я думаю. Т.е. я чувствую что-либо, потому что думаю что-либо. Никто вдруг ни с того ни с сего не переполняется чувством гнева, например, без причины. Сначала думаешь, затем откликаются эмоции. Вызывая из памяти события прошлого, можно так "расшевелить" эмоции, что они откликнутся в настоящем...
Спасибо за отличную рецензию! Вроде время ещё позволяет, перехожу к Чехову.))


Спасибо за комментарий, Лилия!
Мне кажется, что в объединении западной психологии и восточной мудрости есть определённый смысл. Эти два направления имеют общую цель – стремление к благополучию человека через самопознание. Не зря же многие авторитетные психологи (Фрейд, Юнг, Фромм и т.д.) были хорошо знакомы с эзотерическими духовными практиками, а некоторые даже активно занимались ими.

Конечно, многие считают, что прощение для глупых и слабохарактерных.

На мой взгляд, так считать могут только психологически безграмотные люди.

Думаю, гневаться нам людям "разрешается") , когда на то есть веские причины, главное, чтоб наше возмущение не было мстительным или разрушительным.

А судьи кто? Как определить «вескость» причины? Мне кажется, что гнев, направленный на человека (а не на его поступок), всегда разрушителен, даже если он скрывается под маской морального негодования. «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца» (Г. Померанц).


Александр, Ваш комментарий тянет на полноценный отзыв! Вы, как всегда, расширяете и углубляете мой более узкий взгляд. Спасибо Вам!


Людмила, Вы мне льстите! Если бы Вы не написали то, что написали, не было бы и моего комментария. Так что искать причину нужно в первую очередь в ... себе :)))!


Будем искать, как говорил известный герой "Бриллиантовой руки". )))


С праздником Вас!


И Вас! Христос воскрес!


Во истину Воскресе!


Прощение – это противоядие от любых негативных чувств в нас самих. Оно предназначено не для того человека, которого мы прощаем, а ориентировано на улучшение нашей психической жизни. Прощение избавляет нас от фиксации на травмирующей ситуации и освобождает от роли жертвы. Это – дар самому себе.

Очень здорово написано. Прощая других, человек может помочь самому себе освободиться от травмы и негатива.

Спасибо за классную рецензию, Людмила! )


Прощая других, человек может помочь самому себе освободиться от травмы и негатива.

Кстати, а прощая себя, мы освобождаемся от чувства вины, которое тоже осложняет жизнь. Ведь все мы делаем ошибки.

Спасибо за отклик и добрые слова, Кристина! )


мы освобождаемся от чувства вины, которое тоже осложняет жизнь

Да. Простить себя может быть даже сложнее, чем других...