Больше рецензий

23 октября 2016 г. 17:26

608

4

Тяжёлое впечатление оставила книга. Настоящий удар, от которого не могу отойти, не отпускает - и дело даже не столько в самих событиях, сколько в позиции автора, которую я не могу в данном случае понять.

Спойлеры будут, поэтому сразу под кат.

Все истории Жаклин Уилсон вроде бы разные, но, конечно, во многом похожи друг на друга. Писательница прочно заняла определённую нишу. Это слегка утомляет с одной стороны - если прочитать много её книг одну за другой, то они начинают буквально путаться и появляется эффект предсказуемости - но с другой в этом и плюс. Никто же не заставляет читать их все, читать их подряд. Но мы знаем: она пишет вот так. Есть определённые правила игры - и если нужно получить что-то подобное, можно вполне ожидать, что именно это и будет получено.

В эту модель укладывается несколько важных составляющих. Главная героиня - всегда девочка, почти всегда от её лица и ведётся повествование. Либо она сама - проблемный ребёнок, либо вокруг неё проблемная ситуация, по-настоящему проблемная, не просто "не складывается с подружками" или "получила плохую оценку по истории". Проблемы серьёзные: алкоголизм или абьюз в семье, приёмные дети, потеря родителей. Происходит ряд событий, которые помогают раскрыть эту проблему, и наконец, обычно находятся некие взрослые, которые помогают решить её тем или иным способом. Что особенно важно, чаще всего имеется некий момент осознания - не только у самой героини, но и у взрослых, которые её окружают (и которые вовлечены в проблему). И это особенно ценно в книгах Уилсон. По большому счёту они являются своего рода примером нравственности или этики и психологии семейной жизни. Трудные ситуации не только даны - они обсуждаются, проговариваются, из них находят решение, причём чаще всего действительно хорошее решение, конструктивное. С точки зрения литературы это, может быть, немного наивно, с точки зрения жизни порой слегка преувеличенно оптимистично - но цель достигается. Книга даёт образец эффективного поведения в сложных ситуациях, учит, как справляться с подобными трудностями, показывает, что очень многое в жизни можно преодолеть, если научиться договариваться, слушать друг друга и так далее.

"Моя сестра Джоди" как-то с самого начала стала какой-то немного не такой. Нет, вроде бы все составляющие были налицо: вот Перл, типичная героиня Уилсон, хорошая примерная девочка. Вот её семья - хорошие люди, но имеющие определённые трудности. Вот Джоди - старшая сестра, тяжёлый бунтующий подросток. Вот новая жизненная ситуация - переезд в другой город, в совершенно другую обстановку. На протяжении 300 страниц всё только закручивается, как-то не видно, как может разрешиться этот длительный конфликт Джоди с родителями - но что-то такое должно случиться!

Признаюсь, я была уверена, что мысли Джоди о своей приёмности были не просто так - и даже недоумевала, неужели такой явный намёк (кроме того, старший приёмный ребёнок уже имеется в книге "Полночь" - и там как раз тоже непонимание между детьми и родителями и всё такое, то есть вроде как эта проблематика уже раскрыта). В любом случае я ждала, конечно же, позитивной развязки - обычно у Уилсон они такие.

Гибель Джоди меня сразила. Это было так ужасно, так бессмысленно, так дико. Но то, что происходило после, расстроило меня ещё сильнее. Никто ничего так и не понял. Все, кажется, только обрадовались...

На последних страницах Перл винит себя, а её взрослая подруга - не знаю, какое другое слово использовать - миссис Уилберфорс уговаривает её не мучиться чувством вины, объясняет, что сейчас все ищут свою вину, включая родителей Перл, но на самом деле всё произошло случайно, и ничьей вины по сути нет. И дальше мы видим, как жизнь семьи вроде как наладилась, всё стало вроде как хорошо. Выходит, Джоди и правда их освободила своей гибелью?

Но это же ужасно! Джоди предстаёт с самого начала неким чёртиком из табакерки - она и такая, она и сякая, волосы красит, пупок проколола, учится плохо, дерзит. Но разве это не нормальная реакция на то, как ведёт себя мама? На протяжении всей книги родители по сути растаптывают все её чувства, всё время ведут себя так, словно она лишняя, чужая, всем только мешает, не оказывают никакой поддержки. Да на самом деле то, что произошло, это самое настоящее самоубийство - только, возможно, неосознанное. Неважно, действительно ли Джоди хотела прыгнуть, важно, что она была настолько измучена в той клетке, в которую посадили её родители, что билась из неё, как обезумевшее животное.

И что же? Нет, никто не виноват. Папа сказал, что это не самоубийство, директор сказал, что это не самоубийство, но противные газеты всё равно напечатали, что девочку довели до края, ах, какие плохие журналисты. Но это чудовищно... Теперь Перл пишет прекрасную книгу в память о Джоди, ах, моя сестра, она была такая замечательная, она была такая милая - но всё это поздно, да и родители так ничего и не объясняют толком в своём отношении к Джоди.

Так о чём и для чего это написано? Литература - это не просто истории из жизни, если бы это была жизнь, это другое, но тут книжка подростковая - в ней всегда должно быть это самое "о чём". Так о чём же она? О том, что если ты трудный бунтующий подросток, то единственный способ заставить родителей по-настоящему взволноваться о тебе - это упасть с крыши? Только тогда тебя полюбят, напишут о тебе прекрасные слова? А без этого как ни старайся - ничего ты не получишь. Твои успехи (а Джоди добилась не так уж малого - она приручила пса, научила его многому, она занималась с малышами, и они полюбили её) родители всё равно не заметят, они всё равно будут критиковать каждый твой шаг, им плевать на всё.

Сильная книга - но очень уж шокирующая. Да, в жизни, к сожалению, именно как-то так чаще всего и бывает - но это-то не жизнь. Они для того и нужны были - все эти истории Уилсон - чтобы верить, что всегда возможен исход, при котором все договорятся, поймут друг друга. Но здесь этого не случилось, вот нисколько.

Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная".
Класс 7 "В", предмет "Нравология", дополнительная книга.