Больше рецензий
20 октября 2016 г. 13:04
252
3.5
РецензияКак-то я ожидала большего, но по ср. с Продолжателем Феофана Логофет очень скучен. Повествование часто бессвязно, перескакивает с одного на другое и в целом сводится к довольно-таки тупому перечислению событий, без увязки их с чем-либо и без каких-либо оценок и выводов. Впрочем, есть некоторые интересные моменты:
Описание жизни прародителей в раю. Адам знал добро и зло еще до преслушания, иначе заповедь не была бы дана (т.е. грехопадение, получается, бессмысленное какое-то: зачем есть плод познания, если ты и так все знаешь? ОО). Адам и Ева до падения не вели сексуальной жизни, т.к. не осознавали различия полов в своем "облике" (как они при этом должны были "плодиться и размножаться", Логофет не уточняет).
Греческие боги представлены как реальные люди из племени Сифа, которых позже обожествили.
СЛ расписывает библейскую историю очень подробно, а события античной, греческой и римской упоминает вскользь – создается полное ощущение, что последние всем его читателям и так известны, тогда как со знанием первой проблемы ))
Аполлоний Тианский упомянут сразу после апостолов - как будто речь идет о ком-то, вполне им равным ))
Встречается несколько дублетов историй, описанных о Феофиле, - Логофет их представляет как случившиеся с другими императорами. Например, история с женщиной и препозитом при Валентиниане или суровая зима, замерзание моря и разрушение стен льдинами при Константине V.
Прокл-философ изготовил огонь для морских сражений (еще до греческого огня Калинника).
Вообще, греческие философы упоминаются как исторические деятели, без всякого "православного" осуждения их философии.
Зато довольно много выпадов против астрономии и астрологии. Они называются изобретением падших ангелов-Стражей. СЛ говорит, что по светилам благочестиво только предсказывать погоду (а не судьбу); астрология тщетна, т.к. Бог самовластен и может в любой момент сделать что угодно.
В первой половине хроники у императоров описывается внешность. Что интересно, почти все императоры рыжие и синеглазые – видимо, тогдашний византийский эталон красоты, т.к. вряд ли в 10 в. были какие-то реальные источники о внешности императоров, живших на несколько столетий раньше.
Константин V переселил армян и сирийцев во Фракию, и они "до сих пор", т.е. в 10 в., иконоборцы – это значит, монофизиты. Т.е., в общем, с веротерпимостью в Византии было все не так уж плохо ))
Дважды упомянуто, как постройкой церквей в Константинополе занимались моряки - за счет чего флота не оказывалось там, где он был нужен, чтобы защищать земли от врагов, в результате чего Византия теряла территории. Благочестие такое благочестие...
*
В книге хронически не хватает примечаний исторического и пояснительного характера.