Больше рецензий

15 октября 2016 г. 17:14

20

4.5

Один из самых экранизируемых романов Диккенса и современности. Сколько было экранизаций и театральных постановок - не счесть. Сколько было осовремененных интерпретаций и версий.
Один из самых известных и больших романов Диккенса.
Это очень плавно и лаконично рассказанная история простого крестьянского мальчика Пипа. Пип-сирота, и воспитала его грубая и властная старшая сестра. Разница в возрасте у них была чуть ли не 20 лет.
Пип, как все подчеркивали, был воспитан "своими руками" и обычной любви и внимания он получал только от своего дядюшки Джо - мужа сестры. Джо был простой кузнец, очень необразован и недалек, но честен и безыскусен.
Жизнь Пипа была бы простой и ничем не отмеченной, если бы в один прекрасный день он не помог случайно встреченному на кладбище беглому каторжнику. Он накормил его, принес ему распил для кандалов и все это осталось в тайне между ними.

Спустя еще какое-то время, Пип совершенно негаданно получает возможность выбиться в люди. Загадочная затворница мисс Хевишем нанимает его играть у себя в заброшенном темном доме. Просто приходить и играть...
Там Пип знакомится с юной красавицей Эстеллой, в которую он влюбляется с первого взгляда детской любовью и продолжает страстно и мучительно любить всю свою жизнь.
Эстелла - роковая красавица, холодная и бездушная, разбивающая мужские сердца. Воспитана она мисс Хевишем, как орудие мести за загубленную жизнь и судьбу самой мисс Хевишем.
Спустя еще какое-то время уже юный Пип, раздираемый своим социальным неравенством с Эстеллой получает шанс реализовать свои большие надежды от таинственного благодетеля, который взялся быть его опекуном.

Огромное удовольствие я получила от романа. Читать Диккенса-это читать настоящую литературу. Большую настоящую литературу. Настолько элегантно и завораживающе написано. Настолько ярко и колоритно, настолько с вниманием к мельчайшим подробностям своего времени и эпохи. Это позволяет просто проваливаться в историю и судьбу Пипа и болеть не столько за него, сколько просто наслаждаться картинами жизни викторианской Англии и конкретно Лондона.
Именно эпоха для меня главный персонаж романа.
Эпоха, в который праздное и легкое существование среднего класса и чопорная холодность аристократии противопоставлена скромной, но честной и душевной жизни простых людей.

Эпоха, в которой бремя бесчеловечных законов и несправедливых порядков, установленных лицемерным обществом и применяемых даже к детям, приводит к постепенному падению человека.
Эпоха, в которой человек вынужден был сломать себя, чтобы встать на ступеньку выше по социальной лестнице. Встать и понять, что светское общество тебя все равно не примет, ты для них выскочка всегда, а деньги твои там ничего не значат.
Пип, будучи бескорыстным юношей, так и не смог найти себя в обществе джентльменов и стать им. Реализовать свои надежды он также не смог, потому что деньги еще никого не делали по-настоящему счастливым.
Первоначально Диккенс планировал закончить роман трагически, однако этого не сделал. Это было сделано в угоду публике, которая знала, что как бы не тяжела была ноша героев Диккенса, в конце они будут вознаграждены.
Так и в "Больших надеждах" полного краха надежд не произошло, хотя все к тому и велось.

Я еще раз скажу, что получила большое эстетическое удовольствие. Такое душевное отдохновение, что когда я читала роман, я понимала, что читаю я литературу с большой буквы. Я тянула удовольствие как могла, наслаждаясь языком автора. Я читала и понимала, что он пишет так плавно и атмосферно, что мне уже не вырваться из книги. Просто не отпускает!
Диккенс дает возможность прочувствовать подробно каждый момент, который переживают герои романа, и читатель сопереживает вместе с ними.
Божественный Диккенс! То как пишет он, это единицы могут так писать.