Больше рецензий

11 октября 2016 г. 20:35

640



Война с ингибиторами в разгаре. Локальные победы чередуются с ужасными катастрофами, шансов на победу почти нет. Действие «Пропасти искупления» стартует спустя почти два десятилетия после «Ковчега спасения», но нас встречают те же герои, с теми же проблемами. Ставки, конечно, поднялись, но сюжет разгоняется всё также медленно. Но чего ещё ждать от старины Аластера. К финалу саги он уже успел получить определённый кредит доверия, и если он высок, то волноваться не о чем. Этот роман самым преданным поклонникам он точно придётся по вкусу. Более придирчивых читателей вполне может ждать разочарование. Потому как, если всё же присмотреться повнимательнее, становится заметно,что самому Рейнольдсу эта эпопея явно надоела. Но обязательства перед издателем никто не отменял...
Финал истории, пик противостояния людей и древних машин, борьба за выживание человеческой расы. Учитывая ориентиры, удивительно и непонятно — зачем Рейнольдс свернул в сторону? Роман подводит логическую черту под всей историей, но явно не так, как хотелось бы. Хорошо видно на примере глобальной угрозы в лице ингибиторов-волков. Война с ними грозила растянуться на многие тома, потому Рейнольдс едва ли не опустился до жульничества, введя в роман некое подобие высших сил. Но и ими не ограничился. То, как внезапно и пафосно вводятся в роман новые «фракции», вызывает лёгкую оторопь. Понятно, что вселенная необъятна и таящиеся в ней силы могут быть безгранично могущественными. Но у Рейнольдса вышел «бог из машины». Или всё же демон? Может, один из главных героев не зря сомневался насчёт природы непонятных существ?
Демоны и боги упомянуты не зря. Сущности религии, её влияние уделено в романе немало место, что необычно — в предыдущих частях подобные темы затрагивались, но в таких масштабах и на первый план не выходили. В «Пропасти искупления» вторая главная линия разворачивается на спутнике газового гиганта, где господствуют куэйхисты — довольно опасные фанатики, передвигающиеся на огромных соборах. Сатира на секты и культы? Не исключено, однако возвышенный финал наводит на мысль, что Рейнольдс намеренно свёл всё к некоему божественному вмешательству. Что будь у него больше времени желания, он всё равно не придумал бы ничего другого. Как бы то ни было, такой явный уход от рационализма НФ историю не красит.
«Пространство откровения» много что не красит — плоские персонажи, медленное действо, многочисленные размышления и переживания, скоростной финал... Всё это было и раньше, но от завершения эпопеи ждёшь большего. Любопытно, что в «Префекте», написанном спустя четыре года, Рейнольдса не узнать. История захватывающая, персонажи больше похожи на людей, а не на статистов. До появления ингибиторов ещё почти сто лет, и враг у героев куда более примитивный, но не менее опасный. Видно, что Рейнольдс — автор талантливый, но у него плохо получается работать в режиме конвейера.