Больше рецензий

9 октября 2016 г. 12:58

120

5 Самоперечитывание классики

Очень интересная монография о самодостаточном смысле литературы, о её разговоре с самой собой и о себе. Автор книги предлагает взгляд на произведения как на интерпретирующую себя текстовую реальность. Неразделимым единством выступает в любой книге её содержание (предмет, "что?") и форма (слово, "как?"). Двумя полюсами этого единства в русской литературе выступают соц.реализм и натуральная школа, с одной стороны, и модернизма и авангард, - с другой. Гармоничным же соединением обоих начал литературы видно в классике XIX века и постмодернизме. Именно поэтому автор книги идёт в обратном порядке, от В.В.Набокова и модернистов (В.Хлебникова, Д.Хармса и др.), к А.Пушкину и Н.Гоголю, предлагая перечитать их в духе современной нам поэтики. Благодаря этому интеллектуальному путешествию, понимаешь, насоклько относительны бывают категории реальности и абсурда, когда сама жизнь порою лишается логики. Движение литературы представлено как единое целое между андеграундом советской и европейской культур, заочно беседующих друг с другом.
Самореферентность литературным произведений, их обращённость самоосмыление и самопрочтение, диалогу с другими жанрами и предшественниками. Автор ярко описывает полемику Пушкина и Достоевского со своими предшественниками, их игру и художественные открытия. Особенно любопытен взгляд на раннюю поэму Пушкина "Руслан и Людмила" как на соединение акта письма, вызванным из-за прерванности плового акта героя.
Также интересен подход автора в плане зеркального прочтения произведений, нахождения в них смыслового центра в виде конкретной главы, рассказа и т.п. или стыка между ними, когда речь идёт о четном множестве. Симметрия весьма интересная для геометров от литературы.