Больше рецензий

24 сентября 2016 г. 21:20

558

4.5

Мне понадобилось время, чтобы поймать настрой и попытаться словесно резюмировать впечатления от этого непривычного чтения.
Попробую сделать это в более-менее четком формате, насколько это вообще возможно.
Итак...
Пространство и время:
Суть гибсоновской реальности в многомерности, в практически бесконечности. Границы пространства и времени определяются не автором, не героями, а возможностями читателя - насколько твое сознание способно реконструировать на задворках мозга Застенный город, затерянный среди линеек двоичного кода, или окунуться в атмосферу токийской подземки, где, чем глубже, тем больше таится секретов. А чего стоит Мост! Помните, как у Гюго Собор Парижской богоматери становится полноправным (если не главным) героем романа, так и у Гибсона - все дороги ведут к Мосту, главной и роковой "узловой точке". Он - водораздел между "Вчера" и "Сегодня", для одних - дом (Шеветта, Скиннер и Фонтейн), другие находят на нем лишь гибель.
Герои:
Невозможно пройти мимо, просто необходимо сказать о героях "Трилогии". Главное достоинство каждого романа - герои, будь они главными или второстепенными, не теряются на фоне друг друга, каждый наделен уникальными чертами - перед глазами невероятно реалистично предстают и старик, расписывающий гандамов в картонном городке, и хладнокровный Конрад, и безудержный в своем гневе, но столь же преданный долгу Блэкуэлл, помешанный на часах мальчишка Силенсио, эфемерная идору Рэи Тоэи или кибер-девочка Сона Роса...
Кинематографичность и структурность:
Удивительно, насколько ёмко и пластично повествование, как четко прорисована каждая деталь. Пиксель к пикселю вырастают перед глазами интерьеры "Когнитивных диссидентов", лабиринты Застенного города, комнатушка Кья Маккензи или бескрайняя мексиканская обитель Соны Росы. Визуализация у Гибсона на десять с плюсом - дао-киллер Конрад словно сошел со страниц нуарного графического романа, Шеветта и Райделл мечутся по охваченному пожаром Мосту, словно сбежали из киноленты про конец света, Колин Лейни дрейфует на волнах подсознания похлеще, чем в "Матрице"... Все сюжетные линии, как кровеносные сосуды, плотной сетью оплетают Мост вместе с его обитателями, но не сразу автор раскрывает все карты: мы проживаем целые жизни каждого из героев, которые существуют на обломках осязаемого мира, рискуя потерять себя в водовороте виртуальности, заблудиться в лабиринте без дверей и окон, стать вещью в себе как Масахико или Лейни, или выкарабкаться и получить смутную надежду на будущее в старой не_доброй физической реальности.
Мысль опережает время:
Подумать только, а ведь и "Киберпространство" и "Трилогию Моста" Гибсон создавал в 80-90е годы, выстраивая проекцию антиутопического начала-середины нулевых. Человечество в его книгах перешагнуло зыбкую грань осязаемого и давно и прочно обосновалось в киберпространстве, где уже возводит города и преспокойно предсказывает будущее. Часто образы и события обретают много созвучий с сошедшей со сцены эйсид-эпохой, разум теряется в буйстве плясуна, а кровь в жилах замирает, стоит лишь из-под полы пальто мелькнуть отблеску лезвия. Неустойчивый и уставший от катастроф мир реальный трещит по швам под натиском виртуального света, этой неведомой и могущественной силы, которую оказался способен породить разум человеческий.

Однозначно стоит прочесть Гибсона хотя бы ради того, чтобы отпить глоточек киберпанка - но если удастся поймать волну, то одним заплывом дело не ограничится, уверяю;)