Больше рецензий

18 сентября 2016 г. 12:57

46

3.5 Охотник

Покоряя забытое

Сеттинг Forgotten Realms (Забытые Королевства) очень популярен в США. До России доходят лишь отголоски этой популярности. По ролевой игре Dungeon & Dragons, основе Забытых Королевств, у нас даже официальной книги правил не найдешь. Так что в России, об этом мире знают благодаря литературе и компьютерным играм.

Если игры (Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Icewind Dale) стали культовыми даже на нашей родине еще до начала 2000-х (в частности Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Icewind Dale вышли позже), то литература по Забытым Королевствам начала пробиваться к нам только с середины нулевых двадцать первого века. И в авангарде этой литатаки был Роберт Сальваторе. И, судя по всему, атака прошла успешно, так как книги Сальваторе о Дзирте до сих пор переводят, хотя их количество приближается к третьему десятку.

Забытый эльф

Сегодня речь пойдет всего лишь о второй книге (по хронологии, по написанию пятой) об уже знаменитом темном эльфе (дроу, в некоторых переводах его обзывают и дровом) Дзирте До’Урдэне. События в «Изгнаннике» происходят спустя десять лет после предыдущей книги. У Сальваторе просто какая-то болезнь прыгать на десятки лет вперед. В этот раз такой промежуток времени особо ни чем не обоснован. Судите сами. Все эти десять лет Дзирт торчал в пещерах Подземья, а Дом До’Урдэн воевал с Домом Ганет. И ничего особенного за это время не произошло.

Разумеется, Сальваторе не от балды взял такой временной промежуток. Он хотел показать читателю борьбу внутренней темной сущности Дзирта, которую он называет охотником и его самого. Охотник это прирожденный убийца, который без сожалений сделает все, чтобы выжить. Но Дзирт боится, что охотник поглотит его, и темный эльф вновь вернется к корням, станет таким же, как и все его родичи, которых он ненавидит за бессмысленную жестокость. Думается, для развития внутреннего охотника, хватило бы и двух лет.

Несмотря на то, что автор иногда заостряет внимание читателей на одиночестве и внутренней борьбе главного героя, относится к этому серьезно сложно. Потом Сальваторе пытается развивать тему дружбы. Дзирт, устав от одиночества, которое не скрашивает даже его пантера Гвенвивар, отправляется в город свирфов, глубинных гномов, чтобы добровольно сдаться в плен. Темный эльф готов принять даже смерть, но поступок, который он сотворил в предыдущей книге, спасает ему жизнь. Отбросив сущность дроу, Дзирт не дал убить своему брату Дайнину некоего свирфа, который в итоге и заступается за Дзирта в городе свирфов Блингденстоуне. Свирфа зовут Белвар Диссенгалп. Сложные названия тоже любимая болезнь Сальваторе.

Белвар, гордый обладатель мифриловой кирки и мифрилового молота вместо рук (как бедный свирф ходит в туалет, выяснить не удалось) становится другом Дзирта и именно с этого момента начинается, так сказать, классический Сальваторе. Роберт перестает пытаться строить внутренние драмы и отправляет за Дзиртом очередное порождение злобной богини темных эльфов, контролируемое матерью Дзирта Мелис. И тут нас ждут бои, приключения и различные существа из мира Забытых Королевств. Особенно удались Сальваторе главы в городе иллитидов (летающих ктулху телепатов из мира Забытых Королеств, которые подчиняются одному большому мозгу).

Проще говоря, первая часть «Изгнанника» довольно проходная вещь. Темные эльфы грызутся между собой, Дзирт мучается от одиночества и никакого особого действия не происходит. А вот вторая часть книги очень хороша, она изобилует боями, новыми подробностями мира Забытых Королевств. Сальваторе даже удается добавить немного драмы.

Сильная сторона

Стиль Сальваторе достаточно прост и он слабо подходит для первой половины «Изгнанника», где он пытается подробней описать страдания главного героя. Хотя, если сделать скидку на аудиторию, которая в основном читает книги Сальваторе, то это не так страшно.

Во всей красе раскрывается стиль Сальваторе при описании боев. С одной стороны просто, с другой информативно, а если все это смешать получается и увлекательно. Диалоги, конечно, уступает боям, но страдают они, в основном, от попытки Сальваторе через них передать проблему дружбы между Дзиртом и Белваром. Разговоры между остальными героями выполнены вполне достойно.

Порадовала и способность Сальваторе к созданию, какой-никакой, драмы. Если бы он пошел дальше и решился убить одного персонажа руками одного из главных положительных героев, то это было бы сильно. Но Сальваторе выкрутился стандартным способом, что снизило градус накала.

Простые лица

Дзирт со времен «Отступника» почти не изменился. Темный эльф с благородными намерениями и не лишенный чувства справедливости. Единственное отличие, это охотник, поселившейся в душе Дзирта. Жестокий убийца с первобытными инстинктами. По началу Сальваторе уделяет много внимания этой проблеме, но потом отодвигает ее на второй план. Каких-то других изменений в образе эльфа не наблюдается.

Белвар тоже не блещет особой индивидуальностью. Свирф, как свирф. Из-за своей неполноценности он больше не хочет быть обузой в вылазках глубинных гномов за ценной рудой. Дзирт переубеждает нового друга и Белвар, становится просто несокрушимым воином.

Из более менее удавшихся героев, можно выделить Щелкунчика и Дайнина До’Урдэна. Щелкунчик это пич (существо, обожающее Землю), которого злой людской волшебник превратил в Подземный ужас (огромное бронированное существо, с костяными косами вместо рук). Безобидное существо в теле кошмарного. Сущность последнего постепенно вытесняет миролюбие пича. Чем дальше по сюжету, тем опасней становится Щелкучник. С этим персонажем был и один забавный момент. Чтобы спастись с острова, на котором его держали иллитиды, Щелкунчик брал серых дворфов и швырял их в рычаг, который опускал на остров мост.

Брат Дзирта Дайнин на удивление адекватный представитель семейства До’Урдэн. Ему удается избегать гнева матери Малис, скрывая свое истинное отношение ко всему происходящему. А готовность принять свою судьбу, делает честь этому дроу.

Забытые Королевства

Лучше всего удается Сальвторе это вплетение многообразного мира Забытых Королевств в свои произведение. Сеттинг и сами произведения Сальваторе относятся к классическому фэнтези. Но по Забытым Королевствам выходят уйма различных книг, игр, правил и т.д., что значительно расширяет и углубляет вселенную. Здесь количество различных рас стремится к сотне, а описание их способностей обгоняет по объему «Войну и Мир».

А Сальваторе удалось вписать все многообразие многих рас в свои довольно небольшие книги. Способности темных эльфов к левитации и способность вызывать шар тьмы выглядят в книгах не так странно, как звучат. Тяжелое наследие Dungeon & Dragons никак не отразилось на целостности и адекватности мира. В этом и есть большая заслуга Сальваторе.

***

«Изгнанник» книга не отличная, но и не ужасная. Как часть истории Дзирта До’Урдэна она увлекательна, легка в прочтение. Как часть мира Forgotten Realms даже познавательна (для фанатов, разумеется). В целом, написанное для определенного круга людей произведение, которое может заинтересовать и стороннего читателя.