Больше рецензий

10 сентября 2016 г. 16:54

354

4 Еврейский вариант *Убить пересмешника*

Очередной неликвид Лабиринта. Я выбрала эту книгу только из-за аннотации. Животрепещущий вопрос - кого жизнь и история обидели больше — чернокожих или евреев.
Я должна была познакомиться с этой историей, основанной на реальных событиях!
Можно ввести в любой поисковик фразу *дело Лео Франка* и получить искомое.
1913 год, Атланта, штат Джорджия. Место - самый южный юг Америки, время — самое расистское. В окрестностях лютует ку-клукс-клан (по еврейской версии — на них эти фанатики ополчились больше, чем на бывших чернокожих рабов, хотя история про ку-клукс-клан и побег одной еврейской семьи шикарна). Изнасилована и убита молодая работница карандашной фабрики. Из подозреваемых — чернокожий и еврей. Задачка для суда, да?
Сразу надо отметить, что это не детектив. Не будет расследования, сбора улик и доказательств. Несколько эпизодов из судебного зала вы понаблюдаете, но именно с точки зрения Лео Франка. Практически с первой страницы до последней Франк будет вспоминать свою жизнь и размышлять о превратностях судьбы, своей в частности и окружающего мира в целом.
В романе Харпер Ли южане однозначно ополчились на черного парня. А в данном деле с одной стороны был чернокожий Джим, убеждающий общественность в своей неграмотности, крайне бедный, но христианин (это важно!) С другой стороны — управляющий карандашной фабрикой, племянник совладельца этого предприятия, один из богатейших людей города, но иудей.

Дальше... Наспойлерить в реальной истории дело проблематичное, но постараюсь аккуратно высказать свои впечатления от книги и данного дела
Как было в реальности — не знаю, а по книге Лео Франк довольно специфичный еврей. Он не соблюдает субботы, считает себя либералом, его раздражают консервативные родственники, он верит в закон и проявляет понимание к местным патриотам, особенно в День памяти, когда вокруг все расцветает конфедератскими флагами и собираются еще живые ветераны той гражданской войны. По всей книге как бы акцентирована зацикленность Франка только на себе. Он на всех, даже на свою семью смотрит свысока, с некоторой долей презрения и снисхождения. В его рассуждениях можно заметить и сексизм, и расизм, и снобизм, он собрал почти все характерные страхи и предубеждения для того времени.
Успешная и обеспеченная жизнь, покой. А потом все пошло прахом. *Я думал, что закон — мой щит. Пока он защищал меня, я *верил* в него*. В газетах писали про него — жид, черномазый в n-ой степени. Тут же нашлись *свидетели и свидетельницы* его непотребного поведения, изъянов и извращений, чуть ли не весь город ополчился против него. А еще эти золотые часы с бриллиантами, будь они не ладны.
Лео с удивлением и ужасом наблюдает, как трансформируются привычные понятия - *Мы и Они*. Он и сам всегда разделял людей - по уровню достатка, по цвету кожи, по степени опрятности и даже по весу. На семейных сборищах часто обсуждались истории про гонения на евреев, а он всегда морщился — опять эти консерваторы поднимают еврейские вопросы! И вот для него открылся новый непредвиденный уровень противостояния. Христиане предпочли обвинить иудея, а не чернокожего христианина. Однако, поворот! И Лео искренне удивляется, что суд с присяжными не верят в способность черного просчитать преступление и пустить полицию по ложному следу. Как же они могут считать умственно неполноценным этого человека? И забывает, что еще недавно сам был невысокого мнения о мыслительных способностях другой расы.
Дело ясное, что дело темное. На суде Лео себя ведет крайне странно.
Странноватым дело оказывается еще и потому, что я не нашла объяснений и причин, по которым одна из самых богатых семей города (с обширной еврейской диаспорой), нанимает слабого и предвзятого адвоката. В Атланте ни одного дельного юриста из своих не было, нельзя было никого со стороны пригласить? Понятно, что все это почти столетие назад было. Мне кажется, что автор сделал упор только на одну сторону дела, не затронув много подводных камней. Тем более, в реальности через много десятилетий нашелся свидетель, который перед смертью решил очистить совесть и дал показания, поставившие точку в этом давнем деле.
Но до этого еще далеко, а пока Лео Франк размышляет, рефлексирует и выводит для себя формулу обвинения. Под конец раздумий у него даже не просто христиане виноваты (много чего он по поводу этой религии высказал, забывая, что у каждой веры, да и у каждого народа, если в глубине веков и тысячелетий покопаться, то такое найдешь, что поседеешь и захочешь память потерять). Он вспоминает историю своей страны и делает своеобразное заключение -
*Что есть *страна*, - думал Франк. - Не было никакой страны. Было не слишком крепко сколоченное объединение общих интересов, слегка прикрытых, для общего удобства, плащом гражданской религии.
Эта религия служила высшим авторитетом, пойти против нее означало смерть.
Вот она, - размышлял он, - идеальная демократия. Власть Толпы. Толпа выбрала себе Бога и поклонялась сама себе под другим именем. Имя это — Америка.*

Обещала не спойлерить, но если собираетесь читать книгу, то пока в Википедию и другие источники по этому делу не заглядывайте. Там кроме информации еще и фото есть. Жутковатое время, это если современные реальные кошмары не вспоминать.
У каждого народа своя боль, своя память о бедах. Что в прошлом, что в настоящем воспламеняются точки на карте мира. Каждый на кого-то обижен. Тут косо посмотрели, там не так сказали, должного почтения не оказали, а здесь и вовсе жизни лишили. Интересно, человечество когда-нибудь научится жить в мире и взаимоуважении?
свернуть