Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2016 г. 14:17

485

3.5

Эшли Уивер - "Убийство в Брайтуэлле".

Начну с того, что прочитал не без удовольствия. Пусть этот факт проходит красной нитью через весь отзыв, т.к. у кого-то сможет сложиться впечатление, что я нещадно громлю и автора, и его детище.

Итак, перед нами современный детектив, являющийся стилизацией под классику. Время действия - 30-е годы прошлого века, место - Англия, роскошная гостиница на море. Убийство, ограниченный круг подозреваемых, сыщики-любители (на сей раз в их роли супружеская пара с ухудшающимися отношениями) - всё есть. Герои, особенно главные, - состоявшиеся личности: яркие, живые, эмоциональные. И тем не менее ближе к концу меня посетила философская мысль. Вот есть Золотой век детектива. Есть неумирающие произведения его лучших представителей, например, той же Агаты Кристи. Казалось бы, вот ты, современный писатель, хочешь выпустить книгу, а следовательно, сказать в жанре что-то своё. Так почитай классиков, изучи, возьми на вооружение их приемы. Нет, достаточно вывести на первый план взаимоотношения, придумать забавные (да, реально остроумные) перепалки, ввести несколько комичных ситуаций - и, вроде, дело сделано. А детективная линия побоку. Вот серьезно: ни логики, ни рассуждений, ни ниточек и узелков - тупой преступник сам случайно себя выдает. Да и убийство - глупое донельзя. А ведь соревноваться уже не с кем, Агата Кристи не выдаст нового шедевра. Ну хорошо, она непревзойденная детективщица, и еще никому потягаться с ней не удалось. Но ведь можно взять для подражания и других достойных мэтров. Почувствовал, что проигрываешь, - переписывай. Иначе качества не достичь.

Теперь раздадим свою долю пинков переводчику. Второе же предложение в книге (а заодно и третье):

В конце июня, когда я в одиночестве обедала в столовой, внезапно нарисовался Майло. Он, видите ли, вернулся с юга.

Еще раз: автор создает стилизацию под 30-е года. Зачем переводить его так, чтобы современщина всплывала с первых же абзацев? К чему приплетать сленг? А имена? Gilmore = Джилмор, Hamilton = Хэмильтон. Пусть даже они так реально могут читаться, но неужели можно не заметить чужеродность? Есть же написание, ставшее классическим, на кой лишний раз изобретать велосипед?

Также было бы несправедливым обойти вниманием корректоров. В книге столько нелепых опечаток (именно их, а не ошибок), особенно поначалу, что хотелось брать фотоаппарат и фиксировать. Почему-то у меня есть ощущение, что пираты при вычитке более аккуратно обойдутся с текстом.

В общем, сами понимаете, есть от чего зайтись гневом. Но, как уже было сказано в самом начале, о потраченном времени я не пожалел. Всё-таки, колоритные герои, забавные положения, в которые они попадают, и забавные, живые пикировки нынче не так часто встречаются как хотелось бы. Еще б саму интригу покачественнее, да мозговых штурмов побольше, - и вышло бы совсем идеально. По крайней мере для тех, кто считает детектив честным противостоянием писателя и читателя, а не мыльным пузырем с красивыми переливами.