Больше рецензий

24 августа 2016 г. 13:03

437

3 Демоны да... Караваджо

Кто-нибудь смотрел телесериал «Демоны да Винчи»? Роман «Имя кровью» вполне может пригодиться для создателей этого сериала, когда у них кончатся идеи про да Винчи. В принципе, роман рассказывает о жизни Микеланджело Мезири (Караваджо). Заявленной в аннотации разгадки его смерти здесь нет. Есть коротенький пассаж о том, что расследовать смерть человека спустя 400 лет невозможно. Логично, не правда ли?
В 1606 году Караваджо нищ и гоним, хотя постоянно выполняет заказы знати – светской и духовной. Его картины висят несколько дней. Потом разгорается очередной скандал, и их снимают. Отсюда и нищета. Затем произошло убийство Томассони. Вот как это убийство описывает Свен Фрай: «Почти 400 лет историки считали, что Караваджо был исключительно гомосексуален и что он во время теннисного матча убил Рануччио Томассони, но сейчас они думают, что Томассони был убит во время массовой потасовки кем-то другим, а Караваджо лишь попытался отрезать его яички [чтобы сохранить память о любовнике]». На следствии Караваджо заявил, что случайно ранил себя шпагой, упал без памяти, и что было дальше не помнит. Тем не менее, папский суд приговорил художника к смерти. В 1606-1610 гг. Караваджо скрывался на Мальте, пока не получил от папы прощение. Он отправился в Рим и исчез… Логика подсказывает, что путешествия в те времена были опасными, и люди по дороге часто «исчезали». Если попытаться придумать какую-нибудь теорию заговора, то можно выдвинуть и такую версию – кто-то из недоброжелателей Караваджо узнал о папском прощении и поспешил восстановить справедливость. Как бы то ни было, правды никто не знает, а автор книги «Имя кровью» не захотел даже поиграть в версии.
Книга честно рассказывает о жизни Караваджо, но художник в ней предстает этаким героем сериала «Демоны да Винчи» - американизированный бисексуал, борец за свободу и права, недалекий, буйный. Правды характера я не почувствовал, в атмосферу средневековой Италии не окунулся, откровений о Караваджо не нашел, зато вдоволь «насладился» натуралистическими описаниями того, как автор представляет себе жизнь «до изобретения айфона».
Тем не менее, книга предоставляет довольно много информации о Караваджо и его картинах, повествование динамично, перевод неплохой. Для подростков и представителей молодого поколения, которых не заставишь читать что-то серьезное, «Имя кровью» может оказаться как раз той самой «высокой» литературой, которая познакомит их с великим художником в приемлемом для них жанре. С другой стороны, русскоязычных книг о Караваджо так мало, что, по-видимому, «Имя кровью» может пригодиться и ценителям настоящей литературы.