Больше рецензий

23 августа 2016 г. 12:11

2K

2 «Ёжик в тумане…»

Бывает, что чего мы добивались,
Совсем не то, что нужно нам.
Мы просто ошибались, заблуждались,
Желали, не взглянув по сторонам...
…Иногда, после прочтения очередной книги некоторых известных «эзотерических литераторов» современности, посвященной руническому искусству, возникает желание сделать как в одном культовом мультфильме: собрать в тряпочку всю ненужную «информационную фигню», чужие мысли, чужие заблуждения, чужие энергии, повесить все это «добро» на палочку, палочку на плечо и медленно в туман…А в тумане размахнуться и эх-х-х…И выйти из тумана уже без этого хлама!
Поднимая историю вопроса о рунологии, как науки и эзотерической дисциплины, начиная с середины XX века, рунология становится объектом внимания очень широкого круга людей – и ученых самых разных специальностей, и эзотериков. Стоило бы отдельно упомянуть формирование во второй половине XX века в России собственной школы научной рунологии. В СССР активно работали такие выдающиеся ученые, как Э.А.Макаев, Е.А.Мельникова, Н.В.Энговатов и другие. И, тем не менее, на рубеже тысячелетий мы тоже прошли свою «новейшую историю эзотерической рунологии», выразившуюся в издаваемых у нас книгах. И было бы небезынтересным, рассмотрев ее, уже наконец-то вынести полученные уроки в виде наиболее распространенных недостатков большинства этих популярных изданий. Во-первых, сами авторы далеки от системы мировоззрения Северной Традиции, от её культурно-исторической среды, в которой возникло и существует руническое искусство, а, следовательно, и плоды их исследований тоже. Особенно не углубляясь в сущность рун, их смысл, авторы спешат рассматривать руны как инструмент для решения проблем повседневной жизни, тем самым удовлетворяя любопытство широкого круга читателей. Во-вторых, влияние опыта, полученного в других магических школах, а, следовательно, и наслоение мировоззрений других мистических традиций, оставляет четкий след, а зачастую и путаницу в их исследовании. Эти два важных фактора неизбежно приводят таких «исследователей» Северной Традиции к довольно странным теориям и умозаключениям, если не сказать к полному абсурду. Авторы пытаются создать чуть ли не новую мифологию, пытаются отыскать тёмный магический «смысл» «Утарка», который якобы скрывается внутри более распространенного ряда Футарка, отыскать скрытый смысл в чем-либо, тогда как никакого скрытого смысла там нет, и наконец-то выстроить свою собственную теорию о рунах, своё собственное мировоззрение и традицию, свою великую «надсистему». Создавая свою «надсистему», они включают обратный порядок построения теорий, когда не теория строится на имеющихся фактах, а напротив, факты подтасовываются к имеющейся, кажущейся им красивой, теории. Глядя на всю эту абсурдную бурную деятельность «эзотерических литераторов», мне вспоминается одна причта, которая очень хорошо подходит для описания существующей ситуации: «Нан-Ин, японский мастер Дзен, живший в эру Мэйдзи (1868 — 1912г.г.), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о Дзен. Нан-Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: — Она же полна! Больше не входит! — Вот как эта чашка, — ответил Нан-Ин, — и Вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать Вам Дзен, пока вы не опорожните свою чашку?»
Итак, в 2005 году в издательстве «КСП+» выходит еще одна книга по рунам, под названием «Магия рун: Футарк Классический и Арманический» Евгения Колесова и Александра Торстена, позднее переизданная в 2008г. издательством «Золотое сечение» под названием «Руны. Футарк Классический и Арманический». Автор книги, Евгений Николаевич Колесов (1951г.), - известный в Москве современный специалист эзотерики, гадатель, исследователь истории эзотеризма, астролог, психолог, поэт, писатель и известный талантливый переводчик, - первый переводчик прозы едва ли не лучшего прозаика современной Германии – Герберта Розендорфера «Письма в древний Китай, «Латунное сердечко». Выпускник Московского Государственного педагогического института иностранных языков им. М.Тореза (1973), германист. В 1977 году прослушал курс социальной психологии в Институте общественных наук. Председатель Российского Астрологического Общества, член нескольких российских эзотерических союзов, автор ряда книг, в том числе по индийской астрологии, мантике, истории оккультизма, автор ряда статей в журнале «Наука и религия», бюллетене «Астролог», написанных под псевдонимом «Het Monster». Астрологией стал заниматься с 1984 года, в его сферу интересов как астролога входят эзотерические философские аспекты астрологии, практическое использование астрологических знаний, мантические системы Таро и других систем. В общем, выражая свою мысль словами великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга фон Гёте: «Мир каждый видит в облике ином, и каждый прав: так много смысла в нем», - собственно эзотериком может быть каждый. В истории литературы таких примеров было много: как философ Ибн-Араби и Ф. Бэкон, или богослов Ориген и П. Флоренский, так и поэт или писатель Г. Честертон и Д. Андреев, да и простой сапожник тоже, как Гасандлар и Якоб Беме. В прочем, как и авторы этой книги, также считающие себя эзотериками по призванию: «ибо только тот может считать себя настоящим сапожником, кто научился судить выше своего сапога», - цитирует Евгений Колесов в одной из своих книг «13 врат эзотерики».
Возможно, авторы этой книги действительно являются мастерами своего дела, опытными и успешными магами, как они о себе пишут в аннотации, но стремление декларировать себя специалистом и мастером какой-либо одной конкретной школы, сообразно случаю, - вызывает недоумение! Известно, к примеру, что Евгений Колесов является автором ряда публикаций на тему, астрологии, Таро, и Каббалы, так называемой «Магии Запада», а уже в этой книге он называет себя «рунологом-консультантом». Не вызывает восторга и стремление авторов «свалить в одну кучу» все известные европейские системы мировоззрения и магические школы. Попытки связать воедино жесткими соответствиями все известные символические системы, чтобы создать некую великую «надсистему», не вызывают у меня серьезного доверия ни к авторам, ни к их деятельности. Подобные системы вообще далеко не всегда сопоставимы, даже когда число элементов в них близко, нередко они используют разные «базы». А уж сопоставить «все со всем»… В рамках данной книги авторы попытались сделать именно это – увязать, жестко увязать между собой руны, астрологические архетипы, буквы еврейского алфавита, карты Таро, алхимические символы, христианские и иудаистские представления, «архетипы Артурова цикла». Так, например, руна F оказывается, связана с «великой каббалистической триадой Алеф-Мем-Шин», со словами Иисуса «да любите друг друга», с образом Саваофа, с «путем Диониса», с арканом «Первосвященник» и с «Артуровым архетипом Ян»! Дело не только в том, что авторы изрядно намешали «эзотерический винегрет», но и в том, что связывать северные руны с ветхозаветными образами или с мистикой Каббалы и еврейского алфавита, на мой взгляд, бессмысленно, да и опасно! Да и что это, например, за «Артуров архетип» с китайским названием? Да и вообще, такие концепции, как Ян или Инь, не являются архетипами ни в Юнгианском, ни в Элиадовых смыслах!
Практически в самом начале книги мы видим рассуждения о кельтских друидах и Огаме. А тогда причём здесь руны? Далее идут рассуждения о «руническом календаре», увязанного со знаками Зодиака и дополненного «календарем друидов», несмотря на то, что этот календарь построен против часовой стрелки, может быть, в этом кроется вся оригинальность рассуждений? Не более оригинально сравнение системы «Древа Миров» Северной Традиции с каббалистическим «Древом Жизни», в соотнесение рун и нумерологии. Описанные «рунические ритуалы» несут в себе элементы «Высшей церемониальной магии», сопровождаемые опрометчивыми заявлениями, что именно так поступали древние рунические маги. Описанные в книге значения рун не отличаются оригинальностью, изобилуют добавлениями к рунам «дополняющих» их астрологических значков, приданием смыслового значения количеству рун в формуле, «руническими» раскладами, идентичными раскладам на картах Таро. Приводятся установленные авторами соответствия значений рун картам Таро, знакам Зодиака, числам, деревьям, планетам и божествам скандинавского пантеона, впрочем, и здесь не обошлось без путаницы! Завершает книгу практическая часть с приведенными в ней готовыми руническими формулами на разные случаи жизни, таблицами всевозможных соответствий, а также ритуалами, сопровождаемыми христианскими молитвами. Особое недоумение вызывают имена северных богов, якобы являющихся покровителями различных видов животных.
Подводя итог, в общем и целом получился скомканный, невнятный и неупорядоченный материал. Многие основные вопросы рун попросту не объясняются или объясняются не слишком подробно. Эта книга представляет собой популярное изложение обзорного плана для широкого круга читателей, и выражаясь словами самого неискушенного читателя, якобы содержащая «полезные практические советы». Однако, я бы не советовала читать эту книгу в качестве справочника, методического пособия или первой книги с которой стоит начинать знакомство с рунами. Литераторы и «эзотерические деятели», подобные авторам, может быть, и могут успешно вести собственную практику и читать лекции, однако неспособны научить древнему руническому искусству, поскольку сами имеют о нем весьма путаное туманное представление. Показательный пример того, что стремление быть всем почти всегда приводит к становлению ничем – пожалуй, это единственный ценный урок этой книги!