Больше рецензий

29 июля 2016 г. 18:57

1K

4

Время женщин. Пространство женщин. И пространство это коммунальная квартира из 4 комнат. В трех проживают старушки-божьи одуванчики. Впрочем, божьи- то они божьи, поскольку бабушки верующие, но не все из них одуванчики.
И еще в одной комнате - семья из мамы и дочки. Так складываются обстоятельства, что девочка воспитывается не в советском детском саду, а в коммунальной квартире тремя старушками, которые втихаря ее крестят и растят как дореволюционную барышню, пока мать вкалывает на заводе. На дворе 60- е годы.
Несмотря на занимательность истории, самое примечательное у Чижовой авторская подача. Право повествования не принадлежит кому-то одному, оно какое-то скользящее, блуждающее, переходит от одного в к другому, от автора - к героине, от одной героини - к следующей.
В "Крошках Цахес" повествование ведется от лица ученицы английской школы. Утрируя, объектом описания является восхищенное отношение к учительнице английского, учительнице, которая не вписывается в советские каноны. Как и старушки во "Времени женщин". Борьба советского и несоветского начал в обоих произведениях присутствует , но не явная, а проявленная в фырканьи героинь, неприятии ими каких-то вещей и жизненных правил. Борьба, которая исподволь, но вполне осознанно меняет детей, надолго оказавшихся в орбите героинь.
Итак, женские судьбы и идущие прицепом к этим судьбам темы "любовь и дети" или их отсутствие, тихое диссидентское начало, своеобразная манера повествования - то, из чего состоят "Время женщин" и "Крошки Цахес".