Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

9 июля 2016 г. 04:25

411

5

Начнём с конца. Уважаемые почитатели творчества Айрис Мердок (они ведь тут есть? ау-ау)! Посоветуйте, пожалуйста, какое-нибудь произведение этой писательницы. У неё так много книг, даже не знаешь за что браться...
А браться надо, очевидно, за "Гамлета" - чтобы лучше понять "Чёрного принца". Это такой извращённый современный читательский мир: сначала прочитать популярный в Рунете роман известной писательницы Мердок, а уж потом обратиться к какому-то там Шекспиру.

Заглавие обещало мне нечто вроде готического романа, а получил я - что? Эстетический роман плавно перетёк в любовный и закончился детективом, с карамазовским оттенком. В лучших традициях постмодерна не обошлось без игры с читателем: в конце нам представлены 4 версии происходящего от 4-х действующих лиц, а сам роман - 5-я версия. А ещё тут полно скрытых смыслов, аллюзий и прочих приёмов и подтекстов (включая Фрейда и Аполлона), на которые так щедры многие авторы нашего века. Немало в тексте зауми (размышления об искусстве, любви и пр. кажутся многословно-размытыми).

Мы зачастую прикидываемся, что разобрались в прочитанном, с уверенностью выкладываем цементный раствор своих мнений на ЛЛ, он быстро застывает, и полученная конструкция покоится в электронных архивах. Готов признать сейчас свою практически полную несостоятельность в понимании этого текста. Друзья, что такое "Livelib", как не широкая площадка для обсуждения и поиска истины? Ореол таинственности вокруг этой книги не даёт мне покоя. Она бередит сознание, порождает уйму вопросов, на которые у меня нет ответов. Читавшие! Помогите, выскажите своё мнение о "Чёрном принце" в комментариях. Например, ответьте на один из вопросов:
О чём роман? (горестный удел истинного художника? несчастная любовь/любовь зла...? зависть? переплетение искусства и жизни? латентная гомосексуальность?)
Кто убил: Брэдли или Рейчел? Или.....
Любовь между Пирсоном и Джулиан - настоящая?
К чему ведут все эротические символы, и что означают все эротические сцены? (Башня Почтамта, костюм Гамлета и пр.)
Почему сразу 2 женщины (Присцилла и Рейчел) показаны такими театрально гиперболизированными истеричками?

Ответом на 1-й вопрос может быть: "всё сразу".
На 2-й я отвечу: не знаю. 50/50. Если вначале я поддерживал рассказчика, то концовка-послесловия смутили (ложный путь?), и я совсем не уверен. По примеру "Жестокого романса" ("Так не доставайся же ты никому!...")? Из зависти? Или, если Рейчел, из ненависти (неудовлетворить женщину, бросить, и тут же замутить с её дочерью это повод)?
3) Ставлю себя на место 58-летнего героя (избраннице 20), и очень хочется верить, что да, но очень много "но". Он так искренне описывает свою любовь к ней, а потом и столь характерно себя ведёт, что самому хочется полюбить, не откладывая.
На 4-й и 5-й я тоже в недоумении развожу руками. Ремарка по Присцилле: это же надо так изобразить самое дно и "конец жизни"! Особо мерзок и вместе с тем привлекателен факт: муж уходит от старой некрасивой Присциллы с бесплодным, как пустая раковина, чревом - к молодой симпатичной любовнице, ждущей от него ребёнка.

А ещё я не так и не вник, что это за Чёрный Принц?
картинка blackeyed Чёрный Властелин говорит, что с таковым не знаком.

Обращаюсь в вам, господа писатели и -льницы, любящие загнать читателя в тупик. Думаете, напустили дыму и можете, похихикивая, строчить в своих Британиях новые мистерии? Знайте, читатель может оказаться ещё изощрённее вас. Вот вам 6-я версия произошедшего!
Пирсон всю дорогу твердит мантру, мол: лучше написать одну единственную книгу, но гениальную (пусть даже это значит подвергнуться шквалу критики за простой), чем накатать много посредственных и пользоваться при этом успехом. Написавшая не менее 20-ти творений Мёрдок, к слову, чисто формально больше смахивает на Арнольда. Так вот, "гений чистой красоты" Брэд всю свою жизнь воспринимает как подготовку к написанию этого великого произведения (которое мы с вами и прочитали). А ЧТО, ЕСЛИ... он, находясь в здравом уме и светлой памяти, составил коварный план, совершил всё то, что совершил - прикинулся утончённым ранимым творцом, сымитировал чувства к легко ведомой Джулиан, убил Арнольда под видом душевно больного, и т.д. - всё, ради того, чтобы, сидя в тюрьме, написать тот самый шедевр, над которым я и вы сейчас ломаем голову???!!! Подстроил всё так, чтобы мы принимали его слова за чистую монету. Всё таки, клеветническим послесловиям веришь меньше, чем рассказу Пирсона, просто потому что мы склонны верить именно тому, кто был с нами все эти 470 страниц. Но где гарантия, что он (=Айрис) не врёт?

Ой. Пу-та-ни-ца. Надеюсь, перелистав заново страницы, взболтнув мозги в черепе, как вино в бокале, прочитав "Гамлета" и некоторые другие романы Мердок, я смогу получше разобраться, и тогда у меня возникнет истинная, 7-я версия. А пока же чёрными-чёрными ночами, в чёрной-чёрной комнате лежит "Чёрный-чёрный принц" и ждёт, пока к нему подберут отмычку.

Комментарии


Вот хотелось бы просветлить вас, но роман прочитан давно, и в памяти - только тот самый зацементированный образ.С Мердок всегда так: для одних - происки маразма, для других - сплошная приятность. Видимо, вы во второй группе, а значит, таких "приятных встреч" будет немало, ибо наследие Мердок радует масштабами. А роман прекрасен, одно из лучшего у Мердок. Спасибо за рецензию!Отдельное спасибо за метафоры!


Ай-ай-ай! ))) У Вас 15 прочитанных книг Мердок, а Вы даже не посоветовали ни одной, как я просил )))


Щас-щас, соберусь! А что бы вы хотели: камерности и самокопания или семейной саги с множеством героев? А может быть, сказочной истории?


Либо первое, либо второе, но не сказочной истории...


Когда я в институте случайно взяла в руки роман "Под сетью", то позиционировался он, как "философская проза". Прочитала, зацепило. Из моих фаворитов - это вышеупомянутый роман (камерное), "Море,море"(камерное,герой эгоист), "Дитя слова"(герой эгоист), "Единорог"(романтизм,мифология), "О приятных и праведных"(интриги,множество героев), "Святая и греховная машина любви"(кризис супружества) и "Черный принц", конечно. Последний, наверно, самый мощный роман Мердок. А так вообще можете брать любой роман, не ошибётесь. У неё нет откровенно провальных или неудачных романов. Стилистика и тематика романов примерно одни и те же. Аудитория у Мердок, в большинстве, думается мне, женская. Надо проверить. Но вам, как мужчине и ценителю эстетической меланхолии (рискну предположить) после "Черного принца" посоветую "Море,море" или "Под сетью"


Огромное спасибо за советы! :)
Вы рискнули, и Вы угадали! Как?
Почему, по-Вашему, аудитория Мердок женская? Какие характеристики её прозы сигнализируют об этом?


Как я угадала, что вы любите предаваться тоске? Да очень просто: Вы предпочитаете русскую литературу, а "русскость"-это тревожность и меланхолия. Для меня олицетворение русской души - это взгляд Достоевского на картине Перова. Он для меня - лицо Русской нации в лучших её проявлениях, хотя все знают, что человек ФМ был, мягко говоря, тяжелый.
Вот проверила, кто ж читает Мердок - в основном женщины, а мужской пол либо в восторге, либо в сарказме. Ну женщина автор, ещё и такая возвышенная. Это в других книгах, узнав об измене мужа, жена в лучшем случае выставляет чемодан за дверь (либо его,либо свой-смотря, чья дверь). А героиня Мердок, узнав об этом, кинется помогать любовнице, с болью в сердце представляя, как же та, бедняжка, мучилась. И таких нестандартных реакций уйма, в них и состоит весь колорит мердоковской прозы - возвышенное восприятие жизни. Такая проза привлекает лишь романтиков:)


Проза "Чёрного принца" привлекла не нестандартными реакциями героинь (хотя, это тоже бросалось в глаза), а персона Пирсона (каламбурим по тихой). Да, романтик.
Достоевский Перова висит у меня в комнате.
Завидное умение - по списку прочитанного определить характер! Вам удалось!
Вот уж совсем не думал во время чтения, что автор - женщина. Литературный сексизм это не про меня (не к тому, что Вы меня обвиняете; просто).


"Каламбурим по-тихой"-это тоже отличительная черта героев Мердок. В романе "Море,море" это тоже ярко видно. Сексизм, если и свойственен, то лишь дилетантам в литературе. Возьму на себя смелость не относить членов нашего клуба к ним.


Спасибо за отзыв))) Мердок тем и хороша, что хоть сколько перечитывай, вопросы останутся и будут взрывать мозг))) Советую "Единорога" (совершенно не сказочная история), а философская и психологическая и свой любимый у нее роман - "Честный проигрыш" ( другой перевод названия "Вполне достойное поражение". А так же "Море, море" считаю очень интересной вещью. Вообще мне все у нее интересно, мало что понятно, я ее на эмоциональном уровне обычно ловлю, а понимать все символы и аллюзии, и смыслы мне, видимо, кругозора не хватает))).


Вот-вот, я тоже был очень эмоционален во время чтения (отвращение, симпатия, горечь, даже влюбленность...), не понимая при этом всех смыслов!
Спасибо за советы!))


Я могу посоветовать "Алое и зеленое" и "Замок на песке": они самые - как мне показалось- простые и оттого понравились мне больше всех.Книги Айрис - это наслоения мыслей, идей, философии и даже после самой непонятной остается приятное ощущение.


Простые и - понятные? "Чёрный принц" совсем не был простым и понятным, будучи приятным. Не потеряется ли с простотой приятность?


Ни в коем случае не потеряется!Меня привлекает простота, не скрою, и я сказала "простота" там, где другие говорят - "не моё". Вот "Алое и зеленое" моё, а "Море,море" - нет."Под сетью" не произвел на меня впечатления,а "Человек случайностей" вызвал восторг.Айрис Мердок как вкуснейший десерт и не устаешь его дегустировать.


Соблазнительная рецензия :) Впрочем как всегда


Если бы сейчас передо мной встал вопрос, что перечитать у Мердок и в каком порядке, я бы, пожалуй, читала так:
1. Море, море.
2. Честный проигрыш
3. Святая и греховная машина любви
4. Сон Брно (если бы не перечитала его первым)
5. Дитя слова.
6. Бегство от волшебника (чтобы вспомнить)

Дальше в произвольном порядке.

Ни Под сетью, ни Алое и зеленое, ни Отрубленную голову даже перечитывать бы не стала, не зацепили как-то. Ну и Черного принца туда же, но по причине читанности-перечитанности, хотя не скажу, что особо люблю.


"Море, море" и "Честный проигрыш" упоминаются чаще всего в советах. Наверное, с них и надо начинать второй шаг к Мердок.
Спасибо за предложения!)


Не бери только "Святую и греховную машину любви", такая скучища.
Я бы посоветовала Море, море


"Море, море"...
Мир бездонный,
Тихий шелест
Страниц интересных.