Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2016 г. 12:00

699

4.5

1. Говард Рорк

Говард Рорк символизирует собой идеальное; можно еще прибавить - идеальное измерение человеческой личности. Абсолютная личная свобода, достигаемая через абсолютную приверженность творческой идее. В качестве Абсолюта для Рорка выступает идея…я затрудняюсь подобрать слово, выражающее эту идею, я бы сказал, что это слово – Прекрасное, но в приложении к Рорку слово это звучит выспренно-неудовлетворительно. Точнее будет использовать слово соответствующее роду деятельности Рорка. Кто такой Говард Рорк? Архитектор. Это слово – «архитектор» (соответственно «архитектура»), дает полное описание сути Говарда. В тексте этот момент находит прямое выражение:

У него был письменный стол, два стула и огромная чертёжная доска. На стеклянной входной двери висела табличка «Говард Рорк. Архитектор». Он долго стоял в холле и смотрел на эти слова.

Но не просто Говард Рорк – архитектор, но и Архитектор – Говард Рорк, архитектура и Говард Рорк – это синонимы. Мы говорим "архитектура", подразумеваем Рорк, мы говорим Рорк – подразумеваем "архитектура". Мир для Рорка – лишь место, пригодное для того, чтобы застроить его своими зданиями. При этом Рорк дает миру только то, что именно он, Рорк, считает нужным. Мир, в свою очередь, не может заставить Рорка сделать ничего, что кажется необходимым миру.

2. Винанд

Винанд, как антипод Рорка, символизирует собой реальное, точнее даже - приземленное (опять-таки на контрасте с возвышенным Рорком). Винанд дает миру то, что сам мир и хочет, а чего хочет мир? – всегда одного и того же, точнее всегда двух вещей – хлеба и зрелищ. А еще точнее – трех, ведь человека хлебом не корми, но расскажи ему какую-нибудь новость. Винанд развлекает мир, информируя мир о том, что происходит в мире. Именно так и родилась желтая пресса – это то, что хочет прочитать человек, максимальным образом лишенный индивидуального начала. Такой человек - не индивид, он – масса, он не «я», он – «мы», причем «мы» всеобъемлющее, абсолютное. «Мы», включающее в себя абсолютно всех, за исключением всех «я», естественным образом из этого «мы» выпадающих. И все это «мы» - читательская аудитория Винанда. И как же Винанд их всех презирает! Да, как и всякий тиран, он лишь презирает тех, кто перед ним пресмыкается, вместе с тем, как и всякий тиран, он не способен стерпеть никого, кто бы перед ним не пресмыкался. Как и всякий дьявол, он не самого высокого мнения о тех, кто населяет ад. И, как и всякий дьявол, он дьявольски обаятелен. И всесилен.

3. Гейл

На чьей же все-таки стороне Гейл, кого же она все-таки выбирает: Винанда или Рорка? Ни того, ни другого, конечно… Нет, не так – она выбирает обоих. Тоже неверно. Гейл – она как Евразия – не Европа и не Азия, но определяется через Европу и Азию. А она сама по себе, но при этом находится под сильным влиянием обоих полюсов. Несомненно, Гейл, в отличие от Винанда, верит в идеальное, что и позволяет ей воспринять Рорка как реальное воплощение идеального. Но, в отличие от Рорка, она не верит, что идеальному есть место в реальности (разве что – на миг, а потом Прекрасное должно исчезнуть, реальность отторгает его от себя), реальность она видит строго «по Винанду», воспринимая Винанда как идеальное воплощение реального. Позицию Гейл можно сформулировать примерно так: Реальное не заслуживает идеального. Реальное заслуживает только «Знамя» Винанда, но никак не Храм Говарда.

4. Питер Китинг

Питер Китинг – это конечно, не реальный человек. И не идеальный. Китинг – человек мифический. Он – плод воображения, причем скорее даже воображения не Айн Рэнд, а Говарда Рорка. Питер Китинг – это собирательный образ архитектора, видимый глазами Рорка. Но ведь я уже сказал, что Архитектор существует только один – это сам Говард Рорк. Кто же тогда все остальные архитекторы? Разумеется, бездари, приспособленцы и слабовольные недоумки. Кто не я – тот и не архитектор – по-другому Говард Рорк думать просто не умеет. Говард Рорк всегда прав, все остальные всегда заблуждаются. Поэтому не верьте ничему, что написано о Питере Китинге, и вообще о всех других архитекторах.

5. Эллсворт Тухи

Тухи, как и Гейл, удобно описывать, отталкиваясь от Рорка и Винанда. Да, в чем-то Тухи похож и на того, и на другого. Тухи похож на Рорка? - воскликните вы - ну что за глупость! Но он тоже символизирует собой нечто идеальное, только, если Рорк символизирует идею свободного человека, то Тухи мечтает об Идеальном Обществе. Отсюда, конечно, они (Рорк и Тухи) антиподы даже в том, в чем они похожи, потому что Идеальное Общество не нуждается в идеальных индивидах, да и вообще ни в каких индивидах, если уж на то пошло. Отсюда мы приходим к тому самому «мы», читающему газеты Винанда, и сравнению Тухи с Винандом. Хотят ли они одного и того же, одного ли они поля ягоды? Это непростой вопрос, и ответ в конечном счете будет в одном отношении положительным, в другом - отрицательным. «Мы» и у Винанда и у Тухи одно и то же – это наиболее общее «мы», такое «мы», в котором никакого «я» нет и быть не может. Но Винанд дает массам то, что они хотят, тогда как Тухи хочет добиться от масс то, что они должны. Винанд развлекает массы, Тухи хочет их подчинить (обязать). Еще можно сказать, что Тухи проводит ту же самую линию обезличивания, что и Винанд, только политически, тогда как Винанд гнет эту линию – культурно. Политика – для напряжения силы масс, культура – для массового расслабона. Лишь бы никто не думал. Ведь как только человек начинает думать, он и становится человеком, личностью.

Свободная мысль – вот источник жизни или:

вот нераскрытая учёными основополагающая тайна, источник жизни — то, что происходит, когда мысль обретает форму в слове.

Комментарии


так Гейл - это и есть Винанд, а главную героиню зовут Доминик, если я все правильно понял.