Больше рецензий

6 июня 2016 г. 13:02

226

3 Неистовство

Карин Бартош Эдстрём является известным шведским композитором. Однажды, работая со струнным оркестром, она начала задумываться о том, какого это работать в малых составах. Есть ли психологическое напряжение между скрипачкой и виолончелисткой? И как далеко способны зайти страсти в самом чувственном музыкальном жанре?

Роман "Фуриозо" стал дебютом Карин и сразу же получил признание на родине. Шведы любят детективы в независимости от их литературной ценности. Но заслуживает ли роман своих хвалебных отзывов?

Повествование в романе, в первую очередь, знакомит читателей с главными героями произведения. Перед читателями предстаёт прошлое и настоящее четырёх персонажей квартета "Фуриозо", а также их общего знаменателя, прославленного музыканта Рауля Либескинда.

Женский квартет отправляется на остров Свальшер, дабы записать новую пластинку, но так как их первая скрипка, по неосторожности, ломает пальцы, девушкам приходится прибегнуть к помощи талантливого музыканта и всеобщего "друга" Рауля.

Так как это детективный роман, то нас ждёт убийство. Убийство наступает аж через двести страниц произведения. Можно осудить Эдстрём списав всё на чрезмерную затянутость, а можно оправдать, сказав, что такой подход был создан с целью более подробного ознакомления читателей с персонажами. Вы привыкните к каждой женщине квартета и, само собой, к Раулю. А если вы поверите аннотации романа, то в любом случае вас ждёт шок от того, кто же окажется жертвой.

Убийство поручают расследовать Эббе Шрёдер, детективу из Стокгольма. Вот тут-то нас и ждут проблемы. Расследование романа самая скучная и банальная часть произведения. Никаких улик и зацепок, зато куча наводящих вопросов во время допросов, в надежде на то, что преступник ошибётся, тем самым выдав себя. Эбба, в основном, пытается вывести подозреваемых из себя, а не расследовать убийство. Сей авторский подход бесит, учитывая то, что Эдстрём сравнивают с Агатой Кристи.

Концовка романа весьма предсказуема и сопоставима с бульварным чтивом. И дело даже не в том, что подозреваемых мало и можно ткнуть пальцем в небо, угадав преступника, а в том, что у автора слишком мало опыта и запутать историю немного интереснее не получилось.

Роман насчитывает шесть основых действующих лиц, состовляющих женский квартет "Фуриозо", Рауля Либескинда и Эббу Шрёдер.

Эдстрём великолепно удалось схлестнуть разные возрастные характеры женских персонажей романа. Практически каждая девушка или женщина произведения сходит или сходила по Раулю с ума. Не будем заходить вперёд и рассмотрим всех персонажей по порядку.

Луиза Армсталь, главная скрипка квартета, и его основательница. По совместительству престарелая лезбиянка и очень властная женщина. Холод и расчётливость - это её составляющие. Старая подруга Рауля и главная подозреваемая Эббы Шрёдер.

Хелена Андермур, флейтистка квартета, а так же начинающая медсестра. Была любовницей Рауля более двадцати лет. Когда захотела чего-то большего, осталась с носом. Никаких вам "оттенков серого" и любви дамского угодника. Чувства Хелены не остыли и прибавили много проблем Раулю.

Анна Юнгберг, вторая скрипка и опять же бывшая любовница Рауля. Увидев его на острове, отметила, что он сильно постарел, в то время как Хелена сказала, что с годами он только лучше. В двух предложениях Эдстрём показала как видят одного мужчину женщина с чувствами и без оных. Браво!

Каролина аф Мельхиор, виолончелистка и партнёрша Луизы по "мировозрению". Не лезбиянка, но биссексуалка. Невыносимая истеричка с постыдными секретами и нежеланием думать головой. Мгновенно влюбляется в Рауля и раздвигает перед ним ноги, что и подобает виолончелистке. Не думает перед тем как изменить Луизе, но разве Дону Хуану отказала хоть одна женщина.

Рауль Либескинд, талантливый скрипач, прибывший на замену Луизе. Первым делом подкатил шары к ещё не опробованной Каролине. Затащил в постель, поклявшись в вечной любви и пообещав жениться. Настоящий бабник, который не ведётся на серьёзные отношения, хоть и женат. Выбор женщин Рауля с легкостью объяснил бы старина Фрейд. Со скрипачкой Анной был меньше всего, видать рабочая рука оказалась не так искустна в обращении с Раулем, нежели со скрипкой. С флейтисткой Хеленой был дольше всех, так как навык "дуть в трубу" ценится и по сей день. Начал отношения с виолончелиской Каролиной, чьи способности раздвигать ноги были признаны по всей Европе. Под старость лет захотел ребёнка и пытается зачать дитя со своей женой, хотя и не исключал возможности зачать на стороне.

Эбба Шрёдер, детектив стокгольмской полиции и фанатка классической музыки. Знакома с половиной подозреваемых, что противоречит полицеской этике, но всем плевать с высокой колокольни. Карин Эдстрём крайне положительно отзывалась о персонаже, заявив о продолжении истории, но детективные способности Эббы можно поставить под сомнение. Никаких оригинальных идей и неожиданных прозрений не намечалось. Всё её расследование свелось к бесконечным допросам. Возможно следующий роман исправит положение.

Во второплановых персонажах нет ничего особенного, что странно учитывая то, что Шведы любят описывать интересных не главных героев. Видимо, эта черта не передалась Эдстрём.

Буквально все персонажи романа влюблены в классическую музыку. Такая чушь! Хоть бы один сказал, что классическая музыка дерьмо и его от неё тошнит.

Стиль Эдстрём можно сравнить с пораболой. Порой он замечателен в точках наивысшего напряжения, а порой настолько низок, что молишься о завершении сего действия. По ходу повествования нам встречаются различные названия классических произведений, как индивидуальных, вроде соло, так и масштабных, вроде опер. Приятно включить музыку и более глубоко представить данные события. Без музыки будет не так эмоционально, так как Эдстрём часто не способна задать своему произведению должную атмосферу.

Карин новичок в литературе и в стиле не хватает изюменки, которая смогла бы удержать читателя до финала романа. Много лишних описаний, а чрезмерная затянутость не пошла на пользу, какими бы увесистыми не были доводы писательницы.

К сожалению, диалоги тоже затянуты. Единственное что выходит за рамки снобизмского стиля, эмоции персонажей. В них действительно веришь, а порой сопереживаешь. В данном случае это плюс и для стиля и для атмосферы.

Итог

Хороший дебют для литературы, но плохой для северной части Европы. Чувствуется, что Карин Эдстрём на классической музыке собаку съела, но до звания отличной писательницы детективов придётся много работать.