Больше рецензий

5 июня 2016 г. 13:12

96

5

Эта книга долго была в моём списке на прочтение. Не знаю, почему я её откладывала - может, из-за противоречивых отзывов о ней в сети. Но на волне чтения книг-постапокалипсисов я таки книгу прочла, и вот уже вторую неделю постоянно мысленно возвращаюсь к ней, а для меня это самый верный признак того, что произведение мне не просто понравилась, а очень сильно впечатлило, и причин этому несколько:

1. Для меня одна из важнейших вещей в постапокалипсисе - логика понимания того, как закончился мир такой, который знаком нам, и начался мир другой. М.Этвуд ничего не выдумывает, она фактически доводит до абсурда мир сегодняшний. Не надо обладать развитым воображением, чтобы представить экологические катастрофы, голод, вымирание животных, еду непонятно из чего, перенаселённые города и, самое главное, сильнейшее расслоение общества. Мы все в этом живём, привыкли уже. А Этвуд очень правдиво показывает, что может случиться через...думаю, меньше, чем 100 лет.

2. Герои книги. Их всего 3 (вернее,4) - Джимми, Орикс, Коростель и его дети. Этвуд рисует каждого из них очень точно, создаёт живые образы не совсем обычных людей. Каждый из них остаётся немного загадкой, но в каждого из них я верю. Я верю, что Джимми, которые не хватает в неба звёзд, становится другом гениального Коростеля. Я верю. что Орикс, пережившая так много в жизни, может смотреть на мир немного по-детски, вопринимать его таким, какой он есть, приспосабливаться, а не пытаться изменить действительность. Я верю, что Коростель страдает от окружающей его действительности больше, чем кто-либо. Его интеллект - это и спасение, и пытка. Этот герой видится мне этаким Стивом Джобсом будущего - неприметный, в чёрной одежде ноу-нейм(как Этвуд узнала???), мечтатель-интеллектуал, который смог изменить мир. Только Стив Джобс изменил мир с помощью своего детища, а Коростель - для своих детей. Коростель зацепил меня больше всего, я испытываю по отношению к нему смешанные чувства. с одной стороны, он без сомнения злой гений, уничтоживший мир. Но в моих глазах он совершил акт милосердия, закончив жизнь огромного безумного существа и оставив вместо него трогательного новорождённого. Конечно, полностью его замысел не может исполниться хотя бы из-за невозможности контроля за детьми после того, как они остались одни. Коростель понадеялся на Джимми, но, по большому счёту, дети - это дети, они развиваются под влиянием родителей, но идут всё равно своим путём.

3. Мир постапокалипсиса. Он не описан подробно, но то, что показывает автор, вполне логично: ничей, чистый и новый мир. Но этот мир, в отличие от ядерных постапокалипсисов, живой и готовы начать сначала. Начало небанальное: глобальная пандемия, уничтожившая, по замыслу разработчика вируса, всё человечество и оставившая только искусственно созданных идеальных людей. Но, как известно, ничего идеального не бывает, и конец книги оставляет открытым вопрос про путь, каким пойдут прекрасно-наивные дети Коростеля.

4. Любовная линия. Даже, я бы сказала, любовная кривая - невероятные чистые чувства двух мужчин к девушке, которая прошла трудный путь, но сохранила детскую душу. История любви, пропитанная болью, надеждой, ревностью, отчаянием. Как мне кажется, именно любовь к Орикс и понимание того, что и его лучший друг любит её, а она не может дать ни одному из них то, чего они ждут, толкает Коростеля на то, что произошло, наравне с общим отвращением к тому миру, где он живет.

Прекрасная, прекрасная книга! Продолжаю узнавать М.Этвуд, читаю сейчас ее книгу-лауреата Букеровской премии.