Больше рецензий

EmirIslamov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2016 г. 06:11

604

картинка EmirIslamov
Я безумно люблю вселенную Сталкера и Метро. Мне нравится сама идея. Она конечно далеко не первой свежести и уже имеет слабый запашок снобизма-постапокалипсизма, однако данные миры настолько приближены к сегодняшним реалиям и взаимосвязаны именно с нашей страной, что просто не могут не манить российского читателя с молоком матери впитавшего в себя страх перед ядерной войной, авариями на АЭС, и конечно же хоть раз в жизни бывавшим в московском метрополитене. Поэтому я и люблю этот мир, созданный Стругацкими, подхваченный компанией GSC Game World и немного модернизированный Глуховским.

Но, к сожалению, не нашлось пока что Толкинов и Роулингов, которые могли бы «сказку сделать былью». Все книги из данных серий выглядят как бюджетные фанфики комподрочеров для комподрочеров. Проблема их в том, что все писатели серии http://readly.ru/serie/911/ пишут в типичном для игр жанре шутер и квест. Т.е. описывают бравого солдатика с автоматом в руке, который ходит по подземным катакомбам и долбит мутантов. А на эту «бродилку» уже нанизан банальный сюжет, типа «цель по которой тебе надо пройти из точки А в точку В, а из точки В в точку С…». Не зря писатели-сталкеристы были вдохновлены игрой, а Метро от Глуховского наоборот стала музой для разработчиков игр. В общем получилось что-то вроде Fiction+Game. Оригинально. Но на деле полное Г…геймо.
Я не игроман, поэтому и стараюсь держаться подальше от таких книг. Но «Странника» мне настоятельно советовали, как лучшую книгу серии (даже, дескать, лучше оригинала в лице Димки Глуховского).

Поэтому преодолев двухабзацевую вводную часть перейдем к «Страннику». Разница проявляется уже с первых страниц. В основном главные герои подобных книг – это суровые челябинские мужики, которые берутся за оголенный провод так же решительно, как за оголенную женщину и парят друг друга арматурой прямо в котле для расплавки стали. Они априори выросли в тяжелых условиях, пережив слезопробивающую жизненную драму, типа потери близких, а потому характер их закален как сталь. Одним словом – БРУТАЛЫ, без Ь .

В данном случае Цормудян пытается изменить концепцию и вводит в игру этакого Марка Уотни (которого на страницах романа зовут Сергей Маломальский по кличке Бумажник) – позитивный и беззаботный паренек – полная противоположность привычным нам «суровикам».
Однако наш герой страдает синдромом «Марти Сью». Если в метро случается какая-то заварушка, то без нашего Марти Сью, точнее Маломальского Серёжки она не обходится. Серёжка у нас, как говорится, в каждой дырке затычка. А если Серёжки нет, то парни садятся на задницы и ждут своего героя.

Ладно, пойдем по порядку и начнем с сюжета. Тут не надо быть мудрецом, чтобы догадаться, что речь здесь идет о какой-то станции московского метрополитена (в данном случае о ст. Тульская), где происходит какое-то из ряда вон выходящее событие, в результате которого нашему Серёжке приходится отправиться в опасный путь вместе с каким-то Странником (как ни странно, но «Странник» от слова «странный» - извиняюсь за тавтологию, ни я придумал).
В целом сюжет мог бы быть мне интересным, если бы он не был копирайтом. Весь этот маршрут мы уже проходили с Артёмом и загадочным Хантером. А здесь мы его проходим с Серёгой и загадочным Странником. А в качестве нечистой силы Цормудят выбирает стивенкинговское ОНО.

С первых же страниц автор вводит дешевенькую интригу, поскольку мы не знаем, что это за «из ряда вон выходящее событие» и конечно же узнаем, только когда Серёжка пройдет свой путь из точки А в точку В.

Хотелось бы также поговорить о философии, морали и каком-то внутреннем смысле книги, которых здесь к сожалению нет... Видно, что Цормудян был нацелен на простенькую публику и, по примеру Димки Глуховского, продолжает потакать слабостям и скудоумишку потенциальной аудитории, не отягощая её стимулом «тянуться к знаниям».
А зря…
«Книга, не обогащающая читателя, обкрадывает его!» (Ц. Меламед).
Не хватает боевичности? Посмотрите «Крепкий орешек».
Не хватает стрелялок? Поиграйте в Counter Strike.
Не хватает адреналина? Займитесь в конце концов экстремальным спортом.
А книга все же должна чему-то учить (если уж не обогащать). Вспомните даже простенькую Репка.
Данной серии не хватает философского экзистенциализма в условиях метро.
Как человек меняется находясь в подземелье?
О чем мечтает?
К чему стремится?
Каким видит будущее?
Зачем продолжает плодиться?
Продолжает ли верить в Бога?
Да на самом деле вопросов то много. А ответов на них нет. Это печально.

Теперь… Внимание! – Грамматика!
Смешно, конечно говорить об этом пункте, но если речь идет о современных книгах, то тут «и смешно и грустно». В данном случае я обнаружил элементарные ошибки типа неправильного суффикса «тся» и «ться».
Можно оправдать Суренчика Цормудяна, дескать, он армянин… Но как мне оправдать редакторов? Кто они? Таджики? Узбеки? Я даже не знаю, что тут сказать.

Итак, мой приговор:
Сюжет: 3/5
Интрига: 2/5
Философский смысл: 2/5
Грамматика: 2/5
Стиль языка: 4/5
Средний балл: 2,6

Вывод: российская фантастика в очередной раз меня огорчает и дальше оригинальной идеи дело пока не заходит.