Больше рецензий

Yumka

Эксперт

Чукча не писатель

20 мая 2016 г. 20:20

1K

4

Время от времени я решаю, что хватит уже читать всякую легкую развлекательную литературу, надо бы и чем-то серьезным заняться. После чего выбираю книгу из программы филфака или из очередного списка "эту-книгу-должен-прочитать-каждый-образованный-человек" и начинаю самообразовываться. В этот раз мой выбор пал на классика английской литературы XVIII века - Генри Филдинга (ух, как меня раздражает этот мягкий знак в варианте транскрипции ФилЬдинг). С умным видом я прочитала введение, повествующее о жизни писателя, покивала вслед рассуждениям критиков о роли Филдинга в истории мировой (ну или хотя бы английской) литературы, узнала дату написания (1749) и жанр произведения - плутовской роман. И после этого на месяц (!) погрузилась в перипетии жизни найденыша Тома Джонса. И хотя умом я понимаю все эти рассуждения про новаторские приемы Филдинга, про его морализаторско-философские цели (эпоха Просвещения, как-никак), про критику общества через его осмеяние, про историю нравов и прочие историко-филологические штучки, я все равно остаюсь читателем XXI века, поэтому мне постоянно в голову лезут "посторонние" мысли...

Я думаю о манерности и вычурности всех этих персонажей, эмоции которых как в диалогах, так и в проявлении чувств достигают такого размаха, что вызывают смех, а не сопереживание. Как можно впадать в такие крайности, да еще в течение такого короткого периода времени? Даже если гротеск и сатира. Больше похоже на театральную пьесу, чем на произведение основоположника реалистичного романа. Я думаю о наивности и доверчивости всех персонажей романа - как будто малые дети, ей богу! Неужели люди XVIII века действительно были такими? Или и это всего лишь литературный прием? Я думаю о том, что главный плут тут на самом деле тот самый Том Джонс, а не всякие там Партриджи и прочие мошенники (вот Джонс клянется в вечной любви ненаглядной Софье, а уже через минуту изменяет ей буквально с первой встречной, да что там - живет на содержании у богатой любовницы, не прекращая при этом вздыхать по своему ангелу! нееет, будь я Софьей - чур меня! - никогда бы не простила этого мошенника за все, что он натворил). Еще я думаю о том, что в романе мне встречается множество незнакомых имен реально существовавших персонажей, отсылки к каким-то событиям, которые для меня, если бы не примечания, остались бы пустым звуком. И потом я начинаю думать, как люди будут через пару сотен лет читать книги начала XXI века, где мне понятно если не все, то большинство подобных упоминаний, а им... что им будет понятно без примечаний? Я думаю, что люди на самом деле не так уж изменились - ведь до сих пор остаются популярными темы "найденышей", любовных многоугольников и, конечно, хэппи энды (привет всем сериалам!). В общем, на протяжении всего этого толстенного тома я постоянно отвлекалась, что, возможно, сильно замедлило чтение.

Впрочем, это не значит, что я не получила от романа удовольствия. Достоинства и недостатки книги уравновешивают друг друга: я готова простить излишнюю затянутость романа за блестящую иронию Филдинга, приторно-сладкую Софью за ее тирана-отца, чересчур идеального мистера Олверти за неидеального Джонса, тривиальность сюжета за отдельные яркие сценки. Впрочем, думаю, на этом мое знакомство с Филдингом все-таки закончится, хорошего понемножку:)