Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

10 мая 2016 г. 15:44

647

4.5

Что делает одни вещи красивыми, а другие – неприглядные. Нужен ли вообще дизайн для обычных вещей? Как связаны вещи через века? В чем вообще смысл этой таинственной вещи? Вот над этими вещами пытается размышлять автор. Эта небольшая книга, в которой директор Лондонского музея дизайна вкратце описывает то, что происходило в истории вещей и рассуждает о некоторых вопросах дизайна. Например, как дизайн влияет на наше принятие вещей, что вызывает у нас желание держать ту или иную вещь на виду, как со временем менялся взгляд на внешний вид предметов.

Что еще можно найти в этой книге?


Пишет он об этом неспешно, широкими мазками, что многим может не очень понравиться. Нет, здесь практически нет отступлений, которыми грешат многие авторы подобной литературы. Скорее неспешность заключается в вычурности фраз и общем подходе к повествованию. Но что в этой книге прекрасно, так это то, что после прочтения остается желание узнать о предмете книге больше. Мне даже кажется, что эта книга – такой большой буклет самого Лондонского музея дизайна. Чтобы люди, после прочтения книги, пришли в музей и наконец-то утолили жажду знаний о том, что же осталось там, за скобками. О том, что нам не рассказали в этой книге.

Если честно, мне эта книга понравилась именно этой недосказанностью. Она познавательная, но при этом, оставляющая простор для собственных изысканий. Без навязывания своей точки зрения. Скорее обычные рассуждения, личное мнение автора. Больше похоже на эссе о заданной теме. Вот автор изучает технику фирмы Apple. Он пытается при нас сформулировать ответ на вопрос – почему она так желанна? Что заставляет людей ощущать её притягательность? Как форма, текстура, материал влияют на наши впечатления от приобретённых предметов? Какие шаги были пройдены на этом пути, чтобы в результате получился тот предмет, который автор сейчас держит в руках.

В каждой главе разбирается своя грань дизайна. Например, в первой главе автор сравнивает вещи разных времен и народов, чтобы обнаружить то, что можно было бы назвать языком дизайна. Во второй пытается нащупать архетипы, что-то общее между всеми вещами, ищет привычные корни в других вещах. А затем рассматривает дизайн как моду, как искусство и рассуждает о том, что же что можно считать роскошью. Он любуется описываемыми вещами, разглядывает их словно под микроскопом. Рассуждает о том, как та или иная мелочь влияет на наше восприятие всей вещи целиком. Как изгиб в нужном месте, или цвет одного элемента создает нужное ощущение от всего объекта.

Да, как я уже сказал, каждая глава - это по большому счету эссе на заданные темы. Главы не слишком связаны друг с другом. Но от этого книга не становится менее интересной. Кроме «развернутого рекламного буклета» на ум приходит еще одно определение – «книга, как сборник тем для разговоров». Действительно, встретив очередную мысль автора, хочется её с кем-нибудь обсудить. Рассказать о находках в этой книге, осмыслить то, что думает автор, высказать свое отношение к подобным вещами. Самому ответить на вопросы заданные автором.

В качестве дополнительных преимуществ – знакомство с различными предметами, которые стали важны для истории дизайна. В какой-то степени даже культовыми. К своему стыду, вынужден признать, что о многих из них я даже не слышал. Например, о настольных лампах «Anglepoise» и «Tizio». Но после рассказа автора о них, его искренними восхищениями этими творениями дизайнерской мысли, они стали для меня, словно старые знакомые. И так со многими остальными вещами, которые описаны в книге.

Отличная книга для тех, кто хочет изучить предмет со всех сторон. Или для тех, кто хочет понять значение каждой мелочи. Стоит прочитать её хотя бы для того, чтобы научиться этому у автора. После чтения, ловил себя на мысли, что внимательнее изучаю тот или иной предмет с позиции – «почему она такая, а не иная». Что тоже является интересным эффектом от книги.