Больше рецензий

6 апреля 2016 г. 08:29

738

5

"Так интересно, что ни черта не понятно".

Именно с такими мыслями я бродила по залам лондонской галереи "Тейт Модерн" несколько лет назад. Мне повезло, что именно это место стало моим первым серьезным знакомством с современным искусством, но очень жаль, у меня тогда не было при себе книги Гомперца.

Автор книги "Непонятное искусство. ОТ Моне от Бэнкси" - это журналист и редактор отдела искусств BBC, а еще в течение многих лет он работал директором по медиатехнологиям в галерее Тейт, которая когда-то произвела на меня такое впечатление. Если у искусства и может быть популяризатор, то кто, как не Уилл Гомперц может справится с этой задачей, человек, который, по сути, семь лет переводил язык искусства на человеческий для СМИ и продолжает этим заниматься сейчас?

Что он делает в своей книге? Он делает искусство доступным для всех. Можно спорить, конечно, нужно ли это вообще, но давно пора признать, что период "элитарного высокого и массового низкого искусства" уже давно прошел. За несколько дней читатель пройдет путь от "ничего не понимаю, но интересуюсь" до более или менее внятного представления об искусстве конца 19 и 20 века. Конечно, тут нет подробного рассказа абсолютно обо всех художниках, архитекторах и скульпторах, внимание уделяется лишь тем, которые являлись пионерами своего течения и так или иначе повлияли на искусство, которое мы можем видеть сейчас. Рассказывая о культурном процессе, "Непонятное искусство" помогает объединить обрывочные знания в единую систему или же создать прочный каркас, на который можно впоследствии нанизывать все новую и новую информацию.

Прочитав ее, вы сможете отличать не то что Моне от Мане, но и аналитический кубизм от синтетического, понимать, что такое "орфизм", "фовизм" и прочие "измы", слышать музыку в абстракциях Кандинского, узнать, что общего у уорхолской Мерилин и Оскара Уайльда, а также почему "Фонтан" Дюшана (тот самый писсуар) так важен для современного искусства.

Несомненным плюсом является то, что книгу спокойно может взять в руки и неподготовленный читатель (ну, в крайнем случае читатель, обладающий весьма стандартным набором знаний). Автор довольно просто ведет свою мысль, объясняя по-настоящему сложные вещи. Иногда проскальзывает и личное отношение к тем или иным объектам, однако это выглядит довольно органично и даже помогает выстраивать диалог с читателем.

Единственный минус, который я нашла, - малое количество репродукций, так что нужно быть готовым к тому, что придется прибегать к помощи такого средства познания, как гугл :)

Подводя итог, хочу сказать, что для искусствоведа книга может показаться неполной и, возможно, субъективной, однако ее цель - это, прежде всего, заинтересовать. А после предполагается, что человек сам начинает изучать то, что ему наиболее из этого приглянулось.