Больше рецензий

19 марта 2016 г. 14:56

316

1.5

Переработка традиционных сказочных сюжетов - явление не такое уж редкое и вполне может породить новые, оригинальные и захватывающие истории. Например, про то, как Красавица погубила Чудовище (см. «Кинг-Конг»), как Принцесса предпочла Принцу – Орка (см. «Шрэк»), как добрая Мачеха погубила Падчерицу (см. «Про злую мачеху») и т.д. Но с одним условием: работать с этими сюжетами надо уметь. Что касается данного сборника, в нём такового умения я практически не увидела. Зато у меня сразу появились три вопроса.
Вопрос №1: Для какой целевой аудитории создавалась эта антология?
Если для детей в возрасте типичных читателей сказок братьев Гримм, то им немного рановато знать, что такое «пенис», что такое «вагина», что такое «оргазм», что и куда вставлять, в чём пикантность нетрадиционных отношений. Да и без демонизации образа родителей они могут спокойно обойтись. Равно как и без установки о том, что «все бабы – дуры, все мужики – козлы».
Если для взрослых или хотя бы развитых подростков, то большинство из этих сказок откровенно пресны. Действие в них происходит в сытом обществе, с комфортабельными квартирами, ресторанами, а при случае доставкой пищи на дом, с действующей полицией и органами опеки, наконец, с достижениями компьютерной техники, существенно облегчающими героям жизнь. Так что ничего особо нового и атмосферного.
Вопрос №2. Где обещанные ужас и жуть?
«Угадай мое имя» - все попытки напугать намертво застревают в рутине и быте. И даже ответ на жизненно важный вопрос легко находится с помощью компьютера.
«Вдаль, к тусклому морю» и «Голод» - рассказы о страшных вещах, не содержащие, увы, ничего сказочного. Те, кто хоть раз заглядывал в криминальную хронику, знают, что людей может «заносить» ещё не так. При желании из них можно было бы сделать детектив или жестокий романс. Но всё это потребовало бы чёткого разделения по сторонам баррикад и морали. Здесь же и порок не наказан, и никто так и не раскаялся.
«Раствори окно твоё, Златовласка» и «У Плакучих Ворот» поражают своей предсказуемостью. В первом случае - традиционный сюжет о нарушении табу (а красавицу Рапунцель главному герою изначально не обещали), во втором - традиционный сюжет про разбойника-жениха, правда, с возмездием, оттянутым на неопределённый момент (кстати, не очень понятно, зачем героиню наделили суперспособностями – они всё равно погоды не сделали).
«По ту сторону черты» - низкопробный вестерн. И этим всё сказано.
«Загляни внутрь» и «Оборотень» - что-то никто героев не пугает и не обижает, а даже наоборот - дарят ценные подарки.
«Бесстрашная» и «Пепельный мальчик» - откровенная пидарасня. Но даже если не обращать на неё внимания, неужели можно напугать экспонатами кунсткамеры, как это пытались сделать с героиней первой сказки? И что такого страшного в призраках солдат Первой мировой, пытающихся просто-напросто выговориться? Это же просто мечта военного корреспондента, журналиста или историка! И что такого страшного в молодых людях, попивающих винцо и предлагающих тебе налить? Это же мечта любого алкаша! А после третьей бутылки на страх вообще забьёшь. Во второй – тупость принца явно вымораживает. Но когда пепельный мальчик ради мести за любимую сестрицу подставляет собственный анус - это реально смешно.
«Парчовый барабан» - герой играет роль статиста.
«Цепь Артемиды» - растянута чуть ли не до повести, но не закончена. С героями вроде происходит нечто страшное, но последствия при своевременном вмешательстве полностью ликвидируются и, как думаете, чем? Артефактами и заклинаниями? Не-а. Сказками про Винни-Пуха.
«Приидите ко мне» - наиболее разнузданная вещь из данного сборника, о конце которой можно догадаться уже в начале. Стоит также заметить, что до определённого момента главный антагонист главную героиню прекрасно удовлетворял во всех смыслах этого слова. Хотя она прекрасно видела его мерзкую рожу и прекрасно чувствовала мерзкий запах у него из рта.
Единственная сказка, которую действительно можно назвать страшной и по-своему справедливой – это «Лохматый Питер и его друзья». И ещё на очень достойном уровне выполнен «Скрытный народец» - вещь не столько страшная, сколько трагическая напоминающая легенду о несчастной любви.
Вопрос №3. Для чего перечисленные выше авторские сказки чередуются со сказками братьев Гримм?
Друг с другом они не соотносятся по большей части примерно никак. Зато с художественной точки зрения авторские опусы народным сказкам откровенно проигрывают.
Итого из пятнадцати сказок нормальные только две, за что сборнику можно дать дополнительную звезду.
С учётом этого – 3 из 10.